Генеральный директор Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Ольга Езикеева:
Визитная карточка:
Ольга Леонидовна Езикеева – предприниматель с большим опытом. Яркая, талантливая, целеустремленная, умеющая качественно и с творческим подходом решать поставленные задачи. В 2005 году была одним из инициаторов создания в Тюмени делового клуба «Меркурий Клуб», благодаря которому был налажен успешный диалог между властью и бизнесом региона. В нынешнем феврале бизнес-леди Тюмени под руководством Ольги Езикеевой объединились в женский клуб «Меркурий-арт». Вот уже два года Ольга Езикеева является генеральным директором Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области. Эта структура оказывает помощь субъектам малого и среднего бизнеса, поддерживает популярные в деловой среде региональные конкурсы – «Лучшие предприятия Тюменской области», «Лучшее малое предприятие», «Тюменская марка», «Женщина – директор года», «Молодой директор года». Этой весной фонд отмечает своё десятилетие.
Людмила ГУРЕУ
– Ольга Леонидовна, на мой взгляд, областной Фонд развития и поддержки предпринимательства неслучайно появился практически на рубеже двух столетий. Девяностые годы ушли в прошлое, а вместе с ними и довольно хаотичный бизнес, когда каждый предприниматель выживал, как умел. Впереди были более спокойные двухтысячные годы, которые обещали уцелевшему в бурях новой экономической политики бизнесу цивилизованные рыночные отношения. Ведь именно тогда государство, региональная власть всерьез обратили внимание на предпринимателей. Пятого апреля 2001 года организован областной Фонд, чтобы помочь малому и среднему бизнесу укрепить свои позиции. Или это была идея самих предпринимателей?
– Фонд учрежден правительством Тюменской области как инфраструктура поддержки предпринимательства, что само по себе нам (его организаторам, в том числе и предпринимателям. – Авт.) очень нравится. Главные наши цели и задачи – поддерживать и развивать бизнес. Мне больше нравится глагол – «развивать», и развивать именно тех предпринимателей, кто уже прошел этап становления. А поддерживать надо начинающих. К такому выводу пришла на основании собственного предпринимательского опыта и анализа деятельности Фонда за два года моей работы здесь.
– Расскажите подробнее о задачах Фонда.
– Основная задача – разъяснительная работа. В штате Фонда трудятся бухгалтеры и юристы, которые консультируют предпринимателей. Как правило, самые трудные вопросы для них – это налогообложение, заполнение отчетных документов, изменения в законодательстве. Наша задача – уберечь предпринимателя от штрафов, научить исполнять закон. Главное, чтобы он всё делал вовремя и обезопасил, таким образом, свою деятельность. За прошлый год мы дали 24 тысячи консультаций. Представляете, сколько людей прошло через Фонд! Средняя «пропускная способность» – пятнадцать человек в день. Сегодня с утра была в Тюменском представительстве Фонда (открыты в каждом городе и райцентре юга области. – Авт.). Вижу: шесть предпринимателей получают консультации, и в коридоре – очередь. Подошла, спросила: «Какие у вас вопросы?». Отвечают: «Не умею заполнять декларацию в Пенсионный фонд», «Не умею правильно отчитываться по налогам»… Люди, которые к нам приходят, – в основном представители малого бизнеса, работящие, но не привыкшие иметь дело с «бумагами». Бухгалтер консультировала предпринимателя, который занимается в Тюменском районе рыбоводством. Краем уха прислушалась. Объясняет: «Руками умею всё, а как только к «бумажкам» – у меня ступор наступает». Помогать таким труженикам – для этого и предназначен Фонд.
Проводим огромное количество мероприятий, которые преследуют ту же цель – рассказать, объяснить, услышать проблемы предпринимателя. За прошедший год провели 86 мероприятий во всех районах области. Много работаем с федеральными структурами. Меняется законодательство – приглашаем специалистов налоговой, пожарной служб, таможни, санэпиднадзора, чтобы они «от первого лица» рассказали предпринимателям, что им нужно делать в новых условиях, и услышали вопросы, которые сегодня интересуют бизнес. Не всегда бывают «гладкие» встречи – наболевшего у предпринимателей много.
– Ольга Леонидовна, а были экстренные меры помощи «малышам» и «середнячкам»?
– Во время кризиса во многих районах налоговые инспекции начали закрываться, создав для сельских предпринимателей большую проблему. Чтобы облегчить их участь, мы ввели в 2009 году новую услугу – начали принимать и сдавать электронную отчетность через Интернет. Это огромный пласт работы, казалось бы, совершенно неподъемный труд. Удивляюсь, как наши специалисты выстояли и 2009-й, и 2010 год, выдержали очереди, которые раньше были в налоговой, а тогда образовались у нас. В одном из интервью представитель налоговой службы похвалился: сто процентов предпринимателей Омутинского, других районов для сдачи отчетности пользуются Интернетом… Но никто из налоговиков не поинтересовался, кто за сельских предпринимателей передавал эту отчетность, почему они стали такие прогрессивные? Хорошо или плохо, что Фонд «закрыл собой» федеральную службу, но одно ясно – он не мог оставить предпринимателей в «вакуумном пространстве». Это повлекло бы за собой штрафы и другие неприятности для малого бизнеса. Кризис, на самом деле, не столько затронул предпринимателей, сколько был у них в головах. Как известно, когда начинается паника, нужно к кому-нибудь «прислониться». Фонд оказался тем самым «спасательным кругом», и у предпринимателей появилась уверенность в завтрашнем дне. Сейчас время более спокойное. Продолжаем эту деятельность, постепенно переводя услугу на платную основу, но наполовину ниже рыночной стоимости. Предприниматели Тюмени, Тобольска, Ялуторовска, Ишима, Заводоуковска уже могут воспользоваться ею. Для стартующего бизнеса услуга остается бесплатной – сначала «малыша» надо подрастить.
Колоссальным успехом пользуется новый семинар Фонда – «Шаг за шагом», который «запустили» наши пиарщики. Берем, к примеру, деревообработку. Приглашаем трех-четырех видных предпринимателей, занятых в данном бизнесе, и всех интересующихся этой отраслью (кто-то уже делает первые шаги в деревообработке, а кто-то ещё раздумывает, с чего начать). Маститые предприниматели достаточно откровенно рассказывают новичкам о своем пути в бизнесе, на какие «грабли» наступали, каких успехов добились. Раскладывают бизнес по полочкам – от получения разрешительных документов до подключения электроэнергии. Рассказывают об экономической составляющей, обозначая «точки» рентабельности. Получив такой багаж знаний, намного легче открывать свое дело.
– Расскажите о финансовых программах Фонда.
– Областной Фонд развития и поддержки предпринимательства – это своего рода мини-банк. Деньги всё время находятся в обороте. Сейчас на руках у наших заемщиков 560 миллионов рублей в виде целевых займов. Предприниматель рассчитывается, деньги накапливаются – выдаем заём следующему. Процесс нескончаемый, кроме тех моментов, когда возникает проблемная задолженность. Что касается государственной программы «Гарантийный фонд» (она работает по всей Российской Федерации), то здесь точно такая же схема. Как известно, банки неохотно кредитуют малый бизнес, потому что у него нет залога. Фонд поручается за пятьдесят процентов кредита, взятого предпринимателем в банке. То есть дает гарантию в случае неплатежеспособности кредитора возместить деньги. Но таких прецедентов, слава Богу, не было. Надеюсь, и не будет. Как человек с опытом отлично понимаю: если банк не смог ничего вернуть, то у нас шансов почти нет. Это очень рисковое мероприятие, но без денег развиваться нельзя. В прошлом году мы выступили поручителями на 226 миллионов рублей, что обеспечило выдачу кредитов на 505 миллионов.
– Фонд развития и поддержки предпринимательства тоже, наверное, дает кредиты не каждому?
– Бывает, что отказываем, но редко – и отказ всегда обоснован! Мы-то как раз рискуем больше всех, потому что ни один банк сегодня не возьмется кредитовать начинающего предпринимателя. Мы кредитуем. Но судить банки не берусь – это коммерческие структуры, они вправе определять свою политику. Единственное, что меня раздражает в банковских продуктах (особенно – новых банков, которые только входят на наш рынок), – на рекламных плакатах они обещают что угодно. На поверку этого нет. Недавно мы проводили исследование и пришли к выводу: как только малый бизнес оказывается «на разговоре» в кредитном отделе, ему откровенно предлагают взять кредит как физическому лицу. Риска для банка меньше, процентная ставка больше. В конце концов, предприниматель соглашается. Так что, кроме лозунгов, мол, все кинулись кредитовать малый бизнес, пока ничего не вижу. Банку нужен заемщик, как в песне поется, – «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил…». Такого идеального заемщика нужно ещё поискать.
Не снимаю вины и с предпринимателей. В этом году мы нацелились заниматься с ними ещё и финансовым ликбезом. Хочу, чтобы они научились сразу выстраивать свою финансовую политику, планировали, чем будут заниматься через полгода, год. Если выясняется, что придется привлекать заемные средства, то будь добр – приведи в порядок бухгалтерию, а не на коленке тетрадку свою с цифрами заполняй левой рукой. Ходит предприниматель с этой тетрадкой и не показывает её никому. Да, налоги заплатил, но «внутреннего порядка» нет. Вот и является в банк гол, как сокол. Хотя и выглядит прилично, и на самом деле достаточно успешен, но подтвердить это не может. Ведь официально у него ничего нет. Здесь банк можно понять… Разговаривала с банкирами на эту тему – если мы хотим хорошего заемщика, давайте вместе начинать учить его, чтобы он постепенно приходил к тому, что нужно более цивилизованно вести свой бизнес. Это и моя личная жизненная позиция, и позиция как руководителя Фонда.
– Цивилизованно – это как?
– Хотя бы должен быть поставлен бухгалтерский учет, должна вестись книга доходов и расходов…
– Руководство страны постоянно напоминает нам о том, что вклад в ВВП от деятельности малого и среднего бизнеса должен составлять не менее шестидесяти процентов – как в европейских странах. Ольга Леонидовна, на ваш взгляд, насколько это реально, когда это будет, что для этого нужно, и способен ли на такой «рывок» российский народ?
– Народ-то способен. Нужно полностью выстроить государственную политику отношения к бизнесу. Нам легче – мы живем в обеспеченном регионе с высокой покупательской способностью, для развития бизнеса у нас созданы тепличные условия. Разговариваю с коллегами из других регионов – у них такого нет. До 2008 года у нас только ленивый не зарабатывал. Палку воткни – назавтра она плоды начнет приносить. Просто многие не понимали того, что легко свой бизнес открыть и начать получать прибыль, тем более рынок у нас не заполнен. Смотрите, сколько сетей к нам заходит – они просчитывают каждый рубль и никогда не пойдут на убыточное место. К слову, международные компании в своем штате держат огромное количество людей, которые занимаются только маркетингом. Наш малый бизнес не может позволить себе даже юриста, не говоря уже о маркетинговых исследованиях, которые нужно заказывать для определения своей ниши на рынке.
У нас масса незаполненных ниш. Отсутствует нормальный придорожный сервис, а поток машин на трассах региона большой. Разве может одна точка обслужить всех? По Европе едешь – бессчетное количество автогрилей, заправок, и всё это востребовано. В течение года проводили мониторинг структуры потребительского рынка Тюменской области. Рассмотрели все ресурсы – трудовой, энергетический, производных материалов. В каждом районе определили, где и каких предприятий не хватает. Наблюдается общая тенденция – на первое место вышли предприятия первичной переработки, в том числе шоковой заморозки мясной продукции, дикоросов. Есть потребность в производстве кирпича, пенобетоноблоков. Возьмите красавец Уват – одна парикмахерская на все село! Стричься ездят в Тобольск. Не хватает в Увате и кафе, и зубных кабинетов. А средняя зарплата здесь – 35 тысяч рублей. Тюменские предприниматели не видят того, что у них под носом происходит. Деньги «лежат» – приди и «возьми»! В Тюмени, особенно зимой, бешеной популярностью пользуется торгово-развлекательный центр «Гудвин», в выходной день там не протолкнуться. Здесь и покупки, и кино, и мороженое, и приятные встречи, и развлечения для детей… Ишим – молодежный город, но там нет такого места, куда можно было бы пойти в воскресенье. Только сейчас начинает строиться торгово-развлекательный центр. Но это, скорее, вопрос среднего и даже крупного бизнеса – ну, не хотят наши солидные девелоперы заходить в малые города! И напрасно – всё это будет востребовано. Если говорить о Тюмени, то у нас отсутствует сегмент дорогого рынка. Будет он развиваться или нет – пока неясно. А вот сфера бытового обслуживания в городе в 2009 году приросла на шесть процентов (сказалась продажа магазинов готовой одежды). Это стопроцентно малый бизнес. Место малого бизнеса я вижу также при больших кластерах, на принципах аутсорсинга – привезти-увезти людей, накормить в столовой и прочее. Зачем компании-гиганту заниматься «мелочами», у нее другие задачи.
– Ниш много, а что мешает заполнить их? Отсутствие денег, связей? Или, может быть, время уже «не то»?
– Иногда мешает малая доходность, а порой и непонимание того, что эти единицы важны. А времена всегда одинаковы. В каждый момент времени существует та или иная проблема, которая кажется неразрешимой. Когда кто-то начинает внедрять что-то новое, скептики говорят: разве такое может быть?! А потом это новое становится обыденной вещью. К примеру, энное количество лет назад идея сотового телефона воспринималась как фантастика. А сейчас он есть у каждого.
Времена бывают разные – по социальному строю, экономической ситуации в стране или уровню, на котором находится тот или иной регион. А стартовая ситуация в моменте будет одна и та же. Я стартовала в девяностые годы. Что, хорошие были времена? Каждый предприниматель боялся, как бы голову не открутили. Только начала развиваться – пришли ребята в кожаных куртках и спортивных костюмах… Сейчас этого нет. Но есть какие-то другие моменты, ведь предпринимательство – это всегда рисковая сфера деятельности. Человек занимается бизнесом на свой страх и риск, и сам же отвечает за него. В 2009 году в категории наших заемщиков были и крупные компании, которые рискнули и приобрели новое технологическое оборудование. И не прогадали. Что значит предпринимательский риск! Другой бы сказал: я лучше пережду. А эти не побоялись. С другой стороны, кризис – это новые возможности, и многие этими возможностями воспользовались. В том же году открылась гостиница «Ремезов» в Тюмени, им деваться было некуда – сидеть на недострое, на полученных кредитах бессмысленно. И вот результат – заполняемость гостиницы сегодня семьдесят процентов. Это очень хороший показатель. Поэтому, когда начинают говорить, что «государство должно», я осаживаю. Государство ничего не должно, кроме исполнения Конституции Российской Федерации. А то, что оно сегодня дает предпринимателям, то это потому, что видит в них перспективу, и только таким образом можно двигаться вперед. Выгода от этого очевидна – малый и средний бизнес в нашей стране развивается. Предприниматель, помимо того что платит налоги, кормит себя, свою семью. Он не находится за чертой бедности, не побирается, не стоит на бирже труда. И это нормально.



