Труд, труд и ещё раз труд

Ни для кого не секрет, что ХХ век в России проходит под знаком незаурядных судеб. Еще одно подтверждение тому – жизнь Николая Константиновича Байбакова. Она всегда была пронизана одним – созидательным трудом на благо Родины.

Труд, труд и еще раз труд – вот, пожалуй, единственное емкое выражение, способное вместить в себя все, что связано с этим выдающимся человеком на всех этапах его жизненного пути. Это и учеба в Азербайджанском нефтяном институте, и тогда, когда молодой специалист разрабатывал и внедрял собственный новый метод рационализации добычи нефти, и в дальнейшем, когда руководил большими коллективами, возглавил работы по созданию «второго Баку», и трудная, сопряженная с опасностью работа в годы Великой Отечественной войны, когда он внес большой вклад в обеспечение фронта и народного хозяйства горючими материалами, и в послевоенные годы, когда руководил восстановлением разрушенных войной нефтяной и газовой отраслей, и в дальнейшем, когда он стал Председателем Сов-нархоза, и наконец, тогда, когда оказался в высших эшелонах власти и более двух десятков лет руководил Госпланом СССР.

Родился Николай Константинович 6 марта 1911 года в г. Баку. Его отец – кузнец. Почти сорок лет до рождения младшего, Николая, протрудился в кузнечных цехах, а затем переехал в Баку из Белоруссии на заработки и обосновался здесь до конца своей жизни. Устроился на работу в нефтяную компанию «Братья Нобель», находящуюся в Балаханов-ском районе города. Семья была большая, из двенадцати детей, хотя сам Николай Константинович помнит лишь семерых. Конечно, отцу с матерью трудно было прокормить такую ораву, выучить и «поставить на ноги». Вот почему дети уже с малых лет, чем могли, старались помочь родителям: на отцовские заработки прокормиться было непросто...

Учился Николай увлеченно, стараясь не пропустить ни одной лекции, ни одного практического занятия, просиживая над книгами и конспектами дни и ночи, спешил как можно больше узнать, прочитать и стал себя чувствовать увереннее.

Но пришло время отдать воинский долг. Когда армейская служба подошла к концу, Николай Байбаков вернулся в родной Баку и стал работать заведующим промыслом, вскоре его перевели на должность главного инженера треста «Лениннефть», а через год он стал управляющим этим трестом.

После выступления на Всесоюзном совещании нефтяников в марте 1938 года, где речь шла о путях увеличения добычи в стране, приказом наркома топливной промышленности он был назначен начальником недавно созданного объединения «Востокнефтедобыча» в Куйбышеве. Это было «второе Баку» – нефтедобывающий район между Волгой и Уралом, в который включили новорожденные тресты «Башнефть», «Сызраньнефть» и «Эмбанефть».

Через год Байбакова назначили начальником Главного управления по добыче нефти в восточных районах страны. В 1940 году утвердили заместителем наркома топливной промышленности под «железным» началом Кагановича.

В трагическом 1941 году совет-ская нефтяная промышленность не только устояла, но и сумела шагнуть вперед.

Как могло случиться такое чудо? Основными предпосылками стали, конечно же, небывалая трудовая активность и самоотверженность людей, но и в неменьшей мере накопленный ценнейший опыт планового управления хозяйством.

При Никите Хрущеве Байбаков был председателем Госплана СССР. Совершенно неожиданный поворот в его жизни.

В новой должности Н.К. Байбаков должен был отвечать за разработку плана шестой пятилетки, иметь дело со всем народно-хозяйственным механизмом страны, улавливать, направлять и прогнозировать все потоки социально-экономического развития, находить главные, перспективные узлы. А в сущности нащупывать, определять и обеспечивать путь экономики страны. Конечно же, ряд важных узлов этого сложного механизма ему был известен, особенно что касалось топливно-энергетического комплекса – основной тягловой силы всей экономики страны. С другими отраслями дело обстояло несколько сложнее.

Разногласия с Никитой Сергеевичем привели к «опале», и в мае 1958 года Николай Байбаков был понижен в должности и назначен руководителем Краснодарского совнархоза.

В марте 1963 года последовал срочный вызов в Москву и назначение на должность Председателя Государственного комитета по химии при Совете министров, а через год Байбакова перевели на пост руководителя Государственного Комитета по нефтедобывающей промышленности при Госплане СССР.

В августе 1965 года его вызвали в ЦК к Брежневу.

Вот как вспоминает об этом Николай Константинович:

«Когда я вошел в кабинет, здесь находился и А.Н. Косыгин.

– Возвращайся в Госплан! – сразу же объявил Брежнев так, словно этот вопрос был уже давно решен.

Я отказался от предложения, сославшись на то, что на этой должности уже работал и был освобожден как не справившийся.

– Иди и работай! – с нажимом повторил Брежнев и дружески добавил: – А о твоих способностях не тебе судить».

Продолжить рассказ об этом удивительном человеке лучше всего его же воспоминаниями.

«…Мог ли я раньше подумать, что жизнь моя, столь цельно и полно отданная единой государственной идее и общей цели, вдруг, как бы в одно мгновение, расколется на две части? Что все, сделанное нами, и мной в том числе, будет объявлено ложным и неправильным? А то, что мы считали исторически отжившим, окажется в устах перевертней от партии передовым и целью чуть ли не всего человечества?

Поэтому в своей 66-летней трудовой деятельности я выделяю два периода работы: до 1985 года и после 1985 года, в так называемый период перестройки.

И вот – перелом, переворот. Вторая часть моей жизни, в которой живу ныне вместе с оклеветанным поколением людей, создавших почти с нуля лучшую в мире экономику, лучшие самолеты, космические ракеты, социальную защиту людей. Мы по многим показателям занимали первое место в мире – по добыче нефти и газа, выплавке стали, производству ряда видов оборудования, научным открытиям, искусству. И теперь в черном дне моей Родины – моя горечь и моя обида: со второго места в мире по общим показателям мы скатились на 13-е место, и всего за 5-7 лет!

Как же это могло случиться?

В апреле 1985 года я голосовал вместе со многими за предложение М.С. Горбачева реформировать экономику, ускорить социально-экономическое развитие страны, так как в этом виделась перспектива ликвидировать негативные явления, накопившиеся в годы «правления старцев».

Став Генеральным секретарем ЦК, а затем Президентом СССР, Михаил Сергеевич на первых порах активно включился в коренную реконструкцию народного хозяйства и внешней политики. К сожалению, из-за потери хозяйственного контроля за принимаемыми решениями, разбалансирования векторов экономики хозяйственная реформа стала пробуксовывать, а затем и вовсе затормозилась. Неумение идти на разумные компромиссы, находить главное звено и удерживать его, да и просто краснобайство привели к развалу великой державы».

Нефтяники и газовики по праву считают Николая Константиновича родоначальником отечественной нефтяной и газовой промышленности, ведущим специалистом и организатором работ в области освоения нефтяных и газовых месторождений, создания современных и высокоэффективных способов добычи и переработки нефти.

Он до последних дней своих отдавал все силы, знания, опыт решению проблем топливно-энергетического комплекса страны, более полного использования нефтяных и газовых недр, а также разработке ряда целевых проектов и версий межгосударственной долгосрочной энергетической политики, которая направлена на достижение устойчивого и эффективного развития энергетики.

Сам Н.К. Байбаков – доктор технических наук, автор около 200 научных трудов и публикаций, имеющих большое научное и народно-хозяйственное значение. Особенно актуальны для производственной практики его труды по комплексному решению проблем разработки нефтяных и газовых месторождений.

Он всегда был на стороне нового. При его непосредственной поддержке была оказана помощь выдающимся врачам, разработавшим уникальные технологии в своей сфере: известному психиатру, наркологу, психотерапевту А.Р. Довженко, офтальмологу с мировым именем С.Н. Федорову и другим.

Н.К. Байбаков – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награжден шестью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, многими медалями СССР, а также наградами зарубежных государств. На шести съездах КПСС он избирался членом Центрального Комитета партии, являлся депутатом Верховного Совета СССР семи созывов.

Международный объединённый биографический центр.


1560