Сельскому населению хорошо известно выражение «горят озера». Это значит, зимой под толстым слоем льда в воде почти не остается растворенного кислорода. Гибнет рыба. Замор – настоящее бедствие, чреватое большими материальными потерями.
Начинается он в одних водоемах в конце декабря, в других – месяцем-двумя позже. В любом случае замор неизбежен, учитывая мелководность озер юга Тюменской области. Нынешняя холодная зима не стала исключением. Косяки взрослых особей и молоди всех видов рыб, кроме карася и гольяна, вряд ли доживут до весны.
Но это, как говорится, беда, да не вся. Жители многих деревень и поселков берут питьевую воду из тех же озер и подмечают, что зимой она начинает пахнуть тухлыми яйцами (сероводородом). Как-то еще в феврале прошлого года, будучи в командировке в селе Сладково, остановился в гостинице, где заметил, что вода из крана отдает несвежестью и неприятна на вкус. Узнал, откуда она поступает. Оказалось, водопроводные сети питаются из озера Дедюхино. Замерил содержание в ней кислорода – очень низкое.
Такая вода небезопасна для употребления ввиду образования в ней ядовитых газов – сероводорода и метана, продуктов анаэробного разложения – белка и клетчатки. Особенно вреден сероводород. При длительном поступлении его в организм у человека могут возникать хронические интоксикации, сопровождающиеся функциональным нарушением нервной системы, малокровием, упадком сил, воспалением бронхов, болями в мышцах и т.д. Такое же негативное влияние оказывается и на домашних животных.
Избежать всех этих неприятностей можно, если обеспечить искусственное насыщение питьевой воды кислородом до 7-10 мг/дм3, который нейтрализует сероводород. Водозаборные сооружения в сельской местности должны иметь для этой цели аэраторы, о чем мы не раз говорили со специалистами, занимающимися водоснабжением. Затраты при этом невелики. Нужны только желание и волевое решение.
Турбоаэраторы можно приобрести в филиале Госрыбцентра – Тобольском опытно-механическом производстве. В бытность мою начальником отдела промышленного рыбоводства в СибрыбНИИпроекте (ныне ФГУП «Госрыбцентр») мы совместно с конструкторами активно занимались разработкой, испытанием и внедрением в практику аэраторов. Совершенствование шло по пути повышения коэффициента полезного действия конструкций, снижения металлоемкости и веса, экономного потребления электроэнергии. В принципе выбирать есть из чего. Мной, например, были предложены (имеются патенты) эффективные способы аэрирования воды механизмами малой мощности (0,5-3,0 кВт). Их можно применять для сохранения рыбы и улучшения качества питьевой воды на водозаборных сооружениях. Работать они могут непрерывно в течение всех зимних месяцев. Включают их и летом, особенно когда начинается «цветение» водорослей, и в воде снижается содержание кислорода.
Опыт работы на озерах Ипкуль, Кушлук и других показал действенность этого метода. Мертвая вода становится живительной. Об этом не устаю убеждать как рыбоводов, так и представителей власти. Относительно качества питьевой воды, подаваемой из озера Дедюхино, я написал письмо главе администрации Сладковского района, в котором сообщил результаты своих наблюдений и рекомендовал установить в районе водозаборного сооружения турбоаэратор. С гордостью могу отметить: к моему совету прислушались, воду подают удовлетворительного качества.
В сентябре прошлого года я написал письмо директору департамента АПК администрации Тюменской области В.К. Ковину и попросил рассмотреть возможность внедрения способов освобождения питьевой воды от метана и сероводорода на всех водозаборных сооружениях юга области. Однако ответа не последовало. Хочу подчеркнуть: лично для меня выгоды от реализации предложения нет. Но вот население, вынужденное употреблять зимой тухлую воду, выиграло бы в здоровье.



