В начале нынешнего года в Тюмени разгорелся очередной конфликт между предпринимателями, осуществляющими пассажирские автоперевозки, и руководством автобусного парка №1. Частников изначально не устраивала ситуация, когда в 2008 году их “присоединили” к ПАТП-1. Парк заключал с ними договоры подряда и фактически получил право давать (или не давать) тому либо иному частному перевозчику разрешение на транспортную работу. Кроме того, договоры были составлены таким образом, что бюджетные субсидии за обслуживание федеральных льготников парк получал, но частники их не видели. С компенсациями за перевозку региональных льготников также было далеко не всё в порядке: выплаты регулярно задерживались на 3-4 месяца.
Ситуация усугублялась по мере того, как росли цены на топливо, на электрическую и тепловую энергию, увеличивалась налоговая нагрузка на бизнес (и это ещё не весь перечень дополнительных расходов), а стоимость проезда в автобусе с началом 2011 года не изменилась.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения частных автоперевозчиков, стало предложение администрации ПАТП-1 заключить с ними договор на 2011 год, согласно которому они обязывались... сдать свои автобусы парку в аренду. И тем самым сложить с себя полномочия предпринимателей. Понятно, что перспектива перехода в разряд обыкновенных арендодателей, когда абсолютно все доходы от эксплуатации их машин будет получать ПАТП, частных перевозчиков категорически не устроила. И они решили добиться встречи с первым заместителем главы города Александром Моором.
И такая встреча на днях состоялась.
Итоги совещания в мэрии автоперевозчиков вполне удовлетворили. Александр Моор внимательно и скрупулёзно вник в проблемы, связанные с работой пассажирского автотранспорта. Он признал правомерность основных требований перевозчиков и, что особенно им понравилось, предложил конкретные пути выхода из сложившейся напряжённой ситуации. Вот суть того, что он сказал в беседе с частными перевозчиками, по пунктам.
По поводу повышения платы за проезд. “Повышать или не повышать – вопрос не стоит, он стоит так: на сколько повышать? Мы вернемся к этой теме по итогам первого квартала, когда проанализируем структуру затрат перевозчиков”.
По поводу компенсации за перевозку льготников. “Решение следующее. В 2011 году всем перевозчикам будут выплачиваться субсидии за перевезённых льготников – и местных, и региональных, и федеральных. Средства для этого в областном бюджете есть. Первые платежи будут произведены, возможно, уже в марте”.
По поводу предстоящего заключения новых договоров на транспортное обслуживание. За основу будут взяты договора 2010 года (то есть без ультимативного требования о сдаче автобусов в аренду – В. Г.), будет в обязательном порядке включен пункт о выплате компенсаций за перевозку всех льготных категорий пассажиров. Александр Моор сказал также о том, что договоры на транспортное обслуживание будут заключаться напрямую с муниципалитетом в лице департамента транспорта и связи, как это было до 2008 года. Зал встретил эту новость одобрительным гулом.
Перевозчикам понравилось и другое предложение первого заместителя главы города, который считает, что договоры должны быть долгосрочными. Сегодняшний “короткий”, рассчитанный всего на год, договор держит перевозчиков в постоянном напряжении. Они не могут планировать свой бизнес на перспективу, зная, что по истечении года при подписании нового договора их может ожидать любой неприятный сюрприз. И вот эта неопределённость, кстати, являлась одной из главных причин того, что частники уже много лет не отваживаются на замену подвижного состава. Действительно, по городу “бегает” уже довольно много автобусов с давно просроченным сроком эксплуатации – но ведь страшно покупать автобус поновее, влезать в новые долги, зная, что тебя в любой момент могут вытеснить из бизнеса, предложив неприемлемые правила игры. Кажется, Александр Моор ставит на этом точку: “Думаю, что должны быть пятилетние контракты”.
Александр Моор предложил также сформировать рабочую группу из 10 человек, 5 человек – от перевозчиков, 5 – от администрации. “А я буду одиннадцатым – для баланса интересов”. Рабочая группа должна определить чёткие, ясные и прозрачные критерии, по которым в ближайшее время будет проведён конкурс на право обслуживать пассажиров на конкретных маршрутах. А уже по итогам конкурса будут заключаться договоры с победителями. То есть отныне правила игры в сфере пассажирских автоперевозок в нашем городе будут определяться не одной властью, а с широким привлечением самих перевозчиков – на паритетных, по сути, началах.
До аплодисментов дело не дошло. Но чувствовалось, что реакция зала на все предложения и мысли, высказанные Моором, – положительная. Частные перевозчики наконец услышали то, что хотели услышать давно. Похоже, они готовы поверить, что отношения с властью могут строиться на основе взаимного уважения и партнёрства. Впрочем, было бы преждевременным утверждать, мол, лёд недоверия растоплен полностью. О чём можно судить по реплике, брошенной из зала:
– Рабочие группы по решению проблем пассажирских автоперевозок создавались и раньше. Но эффекта никакого не производили.
Александр Моор ответил лаконично:
– Дайте мне шанс.
...А на следующий день после этого совещания автоперевозчики узнали: освобождён от занимаемой должности руководитель ПАТП-1 Сергей Галимов. И дело не только в его взаимоотношениях с предпринимателями. В тяжёлой, можно сказать, предбанкротной ситуации оказался и муниципальный автотранспорт. Коллектив ПАТП-1 на своём собрании открыто высказал Галимову своё недоверие за просчёты в финансовой и кадровой политике.



