Не так давно это и произошло, в конце прошлого года. Отечественная ракета-носитель «Протон-М» должна была вывести в космос на высоту 30000 километров три аппарата глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Но что-то там напутали в расчетах, и спутники рухнули в центральной части Тихого океана в окрестностях Гавайских островов. Ага, где это Гавайи, а где Тюмень? Ну, у Гавайев географические координаты 21 град. 18 мин. 41 сек. северной широты, 157 град. 47 мин. 47 сек. западной долготы. Тюмень раскинулась по адресу: 57 град. 09 мин. 38 сек. восточной долготы. Совсем рядом, ведь Земля – она такая маленькая.
Что связывает Гавайи и наш родной город? А почти ничего, если не считать того обстоятельства, что каждый тюменец мечтает побывать на экзотических островах и посбивать кокосы с тропических пальм. И, понятно, жалко тех упавших спутников.
– Понимаете, – комментирует генеральный директор ООО «76 ойл Тюмень» Андрей Дергоусов, – пять секунд – и 70 миллионов долларов как не бывало, немалые деньги налогоплательщиков, в том числе и наших земляков. Но главное даже не в этом. То есть из аббревиатуры ГЛОНАСС теперь можно смело выбрасывать первые три буквы – не стало глобальности. Ведь для покрытия поверхности Земли надежной связью надо иметь 24 спутника, а в настоящее время на орбите, выходит, 21 аппарат. Правда, мы не тушуемся, работаем…
Фирма «76 ойл Тюмень» прямо и непосредственно связана с внедрением на предприятиях Тюменской области систем ГЛОНАСС/GPS. К этому мы ещё вернемся, а пока небольшие размышления автора.
…Князь Сципион из итальянской королевской династии Боргезе уговорил приятеля-француза Огюста Понса пойти на безрассудный по тем временам шаг – совершить трансконтинентальный автомобильный пробег из Пекина в Париж. Инициативу поддержали и другие автомобилисты, а также журналисты французской газеты «Матэн». Из Пекина стартовали 27 мая 1907 года. Потом Понс застрял в пустыне Гоби, а князь все-таки финишировал, даже на балу в Санкт-Петербурге побывал. И вот через 100 лет операцию повторили. Автор в числе других организаторов встречал водителей ретро-автомобилей в Тюмени. Правда, прибыли далеко не все, ещё 24 раллийных машины кувыркались в пустыне Гоби. Я ещё тогда прикололся, написав, что Россия в дорожном плане по сравнению с Монголией выглядит блестяще, в Монголии дорог нет вообще.
Но тогда обратил внимание вот на что: каждый пилот – немец, австралиец, француз, норвежец и прочие, – двигаясь автономно, без всякого сопровождения, безошибочно попадал на пандус «Кволити Отеля». Оказывается, все иностранные машины снабжены специальным прибором – навигатором, о чем в ту пору знали только далеко продвинутые земляки. Примерно в ту же пору коллеги из журнала «За рулем» решили доехать из Москвы до Магадана и тем самым показать миру, что в Российской Федерации непроезжих дорог нет.
Ехали на «Хаммере»-внедорожнике, напоминающем танк Т-90. Здесь и посмотрел на навигатор в действии. Прибор держится не на присосках на ветровом стекле, как в старых иномарках, он встроен в панель. Что показывает? Да ради Бога, всё: улицы, дороги, дорожные знаки, повороты и перекрестки, широту и долготу, есть в нем альтиметр, электронный компас… Навигатор же ведет прокладку курса: обозначите в меню ближайшую аптеку, кнопку нажали – и перед вами на электронной карте городские магистрали и проспекты, желтым цветом обозначен оптимальный маршрут.
Ну и что, что у вас старые «Жигули»? В областном центре имеется не один магазин по продаже навигационных причиндалов. Стоимость агрегатов – от трех до двадцати тысяч и выше. Есть карманные.
А те ребята из журнала «За рулем» в Магадан так и не попали. Федеральная трасса «Колыма» оказалась не по зубам американскому вездеходному «Хаммеру». Но ведь КамАЗы как-то пробираются.
В плену пробок
Навигатор – дело хозяйское. Зачем вам ГЛОНАСС, если вы на своей тачке выезжаете максимум из четвертого микрорайона до дачи по Велижанскому тракту? И город знаете, как собственный карман. Пусть даже выбираетесь в другие города – и никто не запретит вам высовываться из окна легковушки и пытать прохожего, мол, эй, мужик, как доехать до Заимки Мокрой, где у меня деверь обитает? Правда, возможно, и отправят вас в совершенно ином направлении. Короче, тут всяк соображает в меру своей испорченности.
А вот поставить модули мониторинга ГЛОНАССА на автомобили крупногабаритные, перевозящие опасные грузы, транспорт коммунальных служб, дорожные машины, пассажирский транспорт – на это уже (хочешь не хочешь), имеется правительственное распоряжение. В числе первых – на автобусах.
Существует такое мнение: дескать, власти используют административный ресурс, чтобы продвинуть отечественную навигационную систему. Все-таки все эти треки и модули денег стоят. Почему бы не продвигать? Американцы освоили свою систему GPS. Европа (ЕС) делает собственную систему «Галилео». Китай уже вывел на орбиту пять спутников аналогичной космической системы «Бэйдоу» (в переводе «Северный ковш», так в Поднебесной называют созвездие Большой Медведицы). Те и другие планируют создать систему из 30 спутников. А наши военные первый спутник космической навигации запустили в 1982 году. А в эксплуатацию ввели 13 лет спустя, в сентябре 1995 года. Так что пора активизироваться.
С утра решил отправиться в ОАО «ПАТП-1», чтобы поговорить по повестке дня. Располагаясь в родном «лайнере» маршрута №15, рассчитывал, что на предприятие прибуду примерно за полчаса до условленного срока. А оказался через час с лишним. Сплошная пробка!
Со старшим диспетчером хозяйства Алевтиной Рощупкиной пытаемся разобраться в ситуации. Алевтина Анатольевна включает на мониторе требуемую позицию. Да, здесь внедрили систему ГЛОНАСС, правда, не полностью. Вот улица Республики. Система определяет бортовые номера машин. В каждую секунду видим скорости движения: 3,1 км/час, 0,9 км/час, 0,3 км/час – то бишь пробка. Она – сплошная темная полоса на экране – тянется от завода медоборудования до улицы Мориса Тореза.
«Конечно, – мелькает в голове, – заторы от того, что улиц в городе мало, магистрали узкие, а автобусов перебор».
И тут поступает звонок на «трубу» диспетчера:
– Там, – докладывает водитель Григорий Горкин, – на перекрестке режим работы светофора отрегулировали так, что зеленый свет по улице Тульской горит в два раза длительнее, чем разрешительный сигнал по улице Республики. Ясно, Тульская совершенно свободна, даже пуста, а основная городская улица забита транспортом выше крыши.
Автор не стал выяснять причину неадекватности «красного, желтого, зеленого». Давайте не станем растекаться по теме. Ну, может, какой-нибудь крутой парень проживает по Тульской, зачем ему тусоваться в транспортном потоке…
Что весьма примечательно, жалобы от пассажиров начинают поступать после ликвидации пробки. В соответствии с расписанием движения автобус маршрута №27 должен был отбыть от остановки «Газпром» в 16.22. Валентина Федоровна приходит к указанному времени, а ЛиАЗ хвост показал. Чего уж там, после пробок «двадцать седьмой» спешит, стремится снова вписаться в график. Дай Бог, если ему удастся это сделать к конечной остановке «Улица Вербная». Ах, какое красивое, лирическое название. «Холодильная» тоже, поди-ка, не без лирики, но бр-ррр!
– ГЛОНАСС показывает в режиме реального времени то, что есть, – называется история движения, но и за несколько последних месяцев запоминает прошлое – называется история планирования, выдает отчет за несколько дней, – рассказывает Алевтина Анатольевна. – Вот какую машину взять? С бортовым номером 422? Пожалуйста. Этот автобус за вчерашний день наездил по городскому маршруту 152,3 километра. По этой цифре ведем расчет расхода топлива.
Да, топливный вопрос в ПАТП-1 стоит весьма остро. Предприятие задолжало за ГСМ много миллионов рублей.
– ГЛОНАСС выручает нас часто, – продолжает старший диспетчер.
И тут же рассказывает одну почти детективную историю. Девушка на шикарной иномарке врезалась в автобус маршрута №14, вписавшегося в поворот с улицы Авторемонтной на улицу Бакинских Комиссаров. Пострадавшая участница дорожного движения обвинила в ДТП водителя «четырнадцатого», мол, превышал скорость. И уже почти убедила дознавателя ГИБДД.
– У нас история, повторюсь, записывается по секундам, просмотрели, сделали распечатку. Никакого превышения не усмотрели. И вопрос был снят, – говорит диспетчер.
Скорая помощь из космоса
В областной Думе, точнее, в рабочей группе по претворению в жизнь партийного проекта «Дороги «Единой России», не раз говорили о плохом состоянии участка федеральной трассы от Тобольска до Увата. Здесь ежедневно происходят ДТП с человеческими жертвами. Вопрос ставился так: или срочно привести в божеское состояние магистраль, или выделять для оказания скорой медицинской помощи вертолет. На сегодня нет ни того, ни другого. Вертолет безумно дорог.
Как водится, найдется читатель, который патетически приведет известный постулат:
– Человеческая жизнь бесценна!
Чепуха, всё в мире имеет свою стоимость. Когда автор был в Перми на научной конференции (четыре года назад это было), нам московские ученые говорили, что на сей момент человеческая жизнь в России стоит 3 миллиона 80 тысяч рублей. В США примерно та же цифра, но в долларах. Условное понятие «стоимость» – это экономический эквивалент, вернее, возмещение, которое должны получить родственники гражданина при потере жизни в случае несчастного случая. Понятно, недоплачивают. При гибели в железнодорожной катастрофе в нашем Отечестве, как правило, выплачивают 12 тыс. руб. При автоДТП – максимальная сумма 160 тыс. руб. Более или менее адекватная ответственность за гибель человека в последние год-два установлена на воздушном транспорте – 2 млн. руб.
Росгосстрах провел опрос жителей во многих городах России с тем, чтобы уточнить, в какую сумму оценивают свою жизнь граждане. Средняя цифра вылилась в 4,1 миллиона. Но по городам получилась солидная разница: Омск – 2,2 млн, Новосибирск – 3 млн, Красноярск – 7,6 млн, Тюмень – 5,2 млн рублей.
Немного отвлеклись от главной темы. Короче, скорую медицинскую помощь в нашей стране оказывают при содействии микроавтобусов со знаком «03» на бортах. И вспомнил давнишний фильм: несется такая машина по городу, крутится синяя мигалка на крыше, надрывается ревун, встречный транспорт, освобождая дорогу, выскакивает на тротуары. И вот открывается задняя дверь уазика, носилки, а на них – ящик горячительного, сети, фитили, разная закусь. На рыбалку приехали. Поделился сюжетом на станции скорой медицинской помощи г. Тюмени.
– Чушь! – сказали мне. – Такого у нас не может быть, потому что не может быть никогда.
Заместитель главного врача А. Коряков рассказал, почему это именно так:
– На станции 54 машины «скорой», две хозяйственные и две легковые. И мы, во-первых, крайне заинтересованы в том, чтобы бюджетные деньги расходовались экономно, во-вторых, для нас важна оперативность, ведь от этого порой зависит жизнь человека. В настоящее время у нас действуют два космических комплекса – навигация и диспетчерский контроль автотранспорта. Мониторинг установила фирма ООО «76 ойл Тюмень» под руководством директора А. Дергоусова – без преувеличения скажу, это высший пилотаж!
Заодно приведем кредо А. Дергоусова: «Навигационная диспетчерская система не делает из плохого менеджера или водителя хорошего. Она быстрее делает хорошего менеджера и водителя лучше, а плохого – хуже».
А вообще всё очень просто: спутник с далекой орбиты постоянно излучает высокочастотный радиосигнал, который принимает модули навигаторов на Земле. По задержке этого сигнала можно определить расстояние между точкой приема и спутником, с которого сигнал подается, а в конечном счете уточняется местоположение объекта. Основные параметры качества работы системы – это надежность и точность определения. У ГЛОНАСС она по широте и долготе составляет 4,46 – 8,38 метра, у GPS – 2 – 8,76 метра. Как видим, американская система точнее, поэтому на российском транспорте системы сочетаются в одном приборе.
Электронная карта. У областной больницы по улице Котовского два синеньких прямоугольничка, скорость «0», бригады №№31,71 сдают пациентов в стационар. Вот прямоугольнички приходят в движение и разъезжаются по новым вызовам. Все под контролем.
– Комплекс еще не доведен до совершенства, – говорит А. Коряков, – нынче добьемся сопряжения двух систем, то есть навигации и мониторинга. Сейчас на слуху у диспетчера доклады: «Такая-то бригада освободилась», «Такая-то бригада прибыла», «Такая-то бригада находится на вызове». А будет так: свободна бригада – и на электронной карте обозначение тут же окрашивается в другой цвет. Для нас важно знать время выезда на вызов и время прибытия. При сопряжении систем радиосвязь в принципе не потребуется, разве только в каких-то особенных случаях.
– И какая, Андрей Львович, оперативность тюменской «скорой»?
– Если до внедрения системы ГЛОНАСС/GPS на вызов доезжали за 15-16 минут, то теперь за 13-14 минут. Это средняя цифра, имейте в виду: под нашим крылом более 700 тысяч населения – это Тюмень и Тюменский район. На вызов в городских условиях доезжаем за 8-9 минут. По статистике и 10 минут – хороший результат.
– Все равно многовато. Говорят, если человеку при серьезном ДТП не оказать медицинскую помощь в первые 4 минуты, он погибнет.
– Вертолета-то нет… А на дорогах – сплошные пробки. Вообще нужно организовать региональный центр по оказанию помощи в критических ситуациях, при тех же автокатастрофах: скажем, три бригады скорой помощи, две – УВД, одна – МЧС. И единый диспетчер. Только не скопом всё в одном «телевизоре», иначе будет хаос.
В разговор вступает Н. Пиманкина, заведующая оперативным отделом станции:
– Трудно добираться до пациента, во дворах снег не убирают, на подъездах к домам выложены бетонные блоки, часто идем пешком, а ведь у врача инструменты, при реанимации и другая аппаратура. И ещё: в городе посередине дорог проложены бетонные барьеры, занимают много места. Вот бы вместо них оборудовать полосы для машин «скорой», других «экстренных» служб. Для нас в областном центре актуальны всего-то три-четыре улицы: 50 лет Октября, Мельникайте, Широтная, Червишевский тракт.
У автора давняя мечта, о чем «Тюменская правда» уже сообщала читателям. Но повторюсь.
– А как вы смотрите на то, если при выезде на вызов машину «скорой» всегда будет встречать зеленый огонь светофора?
– Ну-у, это фантастика! – откликнулись собеседники.
Абсолютно реально. При «зеленой волне», понятно, повысится оперативность. Конечно, и в настоящее время «скорая», включив сирену, едет на красный, но ведь фактически нарушает правила, создает аварийные ситуации. И эти ДТП, увы, неизбежны. Оптимальный вариант предлагают фирмы Siemens и уже знакомая читателю ООО «76 ойл Тюмень» посредством ГЛОНАСС/GPS. Уверен, будет для «скорой» «зеленая волна».
Комментарий заместителя председателя Тюменской областной Думы Сергея Холманского:
– Космические навигацию и мониторинг широко стали использовать многие предприятия – не только из бюджетной сферы, но и коммерческие структуры. Под контролем систем ГЛОНАСС/GPS автотранспорт ГУВД, станции скорой медицинской помощи, дорожных и коммунальных служб. И хозяйства агропрома не отстают. Например, весьма довольны новинкой в агрофирме «Золотые луга». Осваивают орбитальные комплексы суда Обь-Иртышского пароходства. В настоящее время идет монтаж оборудования в тюменском Водоканале – не за бюджетные деньги, а исключительно за свои.
Что касается городского пассажирского транспорта: из 1100 имеющихся автобусов в 530 приборы ГЛОНАСС/GPS уже установлены. Ещё 500 с лишним комплектов закуплено. Сейчас диспетчерский контроль через космос осуществляется на 84 автобусных маршрутах. Летом их количество достигнет ста. Имеются в виду дачные маршруты, места отдыха и оздоровления детей. Планируется создать единый диспетчерский центр для маршрутных такси.
Наш «думский» комитет предложил внести изменение в Федеральный закон. Считаем, что нарушение машинами скоростного режима, зафиксированное средствами ГЛОНАСС/GPS, является основанием для привлечения водителей к административной ответственности, вплоть до лишения прав. Проект прошел правовую экспертизу, принят решением Тюменской областной Думы и направлен для рассмотрения в Государственную Думу. Тема, считаю, актуальная, так как до 1 июля текущего года весь пассажирский транспорт РФ будет переведен под космический контроль. А лихачей, увы, у нас достаточно.
Меня спрашивают, дескать, какие в этом деле имеются трудности? Никаких. Законодательство полностью нам способствует: выполняем федеральную целевую программу «Глобальные навигационные системы на 2009–2011 годы». Кроме того, действует Федеральный закон о навигационной деятельности, направленный на повышение эффективности социально-экономического развития России.
Ну, было дело, отдельные водители пытались вывести приборы из строя. Приписки на транспорте имеют давнюю историю. Набавляли в путевых листах липовый километраж, «сэкономленное» таким образом топливо сливали и продавали. Бывало, увольнялся народ. Потом возвращался, потому что руководители предприятий назначали достойную зарплату – чтобы не занимались приписками. Так случилось, например, в ОАО «Юнимилк» (бывший Ялуторовский молочно-консервный комбинат).
Насчет затрат. Ясно, предприниматели внедряют ГЛОНАСС/GPS за свой счет. Многие организации – за счет бюджета. Но это окупается менее чем за год. Потому что на 18 процентов сокращается время поездок, на 12 процентов – расход топлива. Дорожники экономят на этом треть бюджетных средств, отпущенных на годовое содержание автотрасс. Помимо этого, навигационная система помогает обеспечить безопасность на дорогах – при перевозке пассажиров,
при доставке опасных грузов. В салонах автобусов будут установлены датчики температуры – значит, из космоса станут создавать комфорт для пассажиров.
Что характерно, руководитель, хозяин фирмы, даже находясь, скажем, на Гавайах или в Египте, имея VEB-модуль, может в режиме реального времени видеть на экране мобильного устройства всё то, что видит в этот момент диспетчер предприятия. Для бизнеса это немаловажный фактор.
Словом, входим в новую эру – эру информационной открытости.



