Самые трогательные реликвии Великой Отечественной войны – солдатские письма-треугольники. В них настроение солдат, тоска по родным, надежда на победу и скорую встречу.
В основе этого рассказа послания 17-летнего Вени Шмакова матери – Екатерине Никитичне. С 1941-го по 1943 год паренек работал трактористом в поселке Заводоуковск. С нетерпением ожидал призыва в армию. В начале 1943 года получил повестку и был направлен в Таллинское военно-пехотное училище, которое размещалось в Тюмени. 21 января Веня пишет маме первое письмо:
«Здравствуй, мама! Шлю тебе пламенный красноармейский привет. Я нахожусь в Тюмени. Учусь на лейтенанта в военном училище. Кормят хорошо, утром дают 300 г хлеба, суп с крупой, чай с сахаром. На обед – суп или лапшу, хлеб, картошку с мясом, кисель яблочный. На ужин – хлеб, 50 г колбасы, чай. В общем, живем хорошо. Денег не высылай. В город пока не отпускают. Курсант В.Е. Шмаков».
Четырехлетний курс обучения был сокращен до нескольких месяцев. В августе 1943 года Веня отправил домой последнее письмо из Тюмени. Следующее послание было уже из военной части.
«…Прибыл на место назначения 2 августа. От Заводоуковска примерно 3000 км. Ехали шесть суток. Попали в гвардейскую часть. Здесь мне нравится больше, чем в училище. Люди тут хорошие, большинство имеет награды. Кормят хорошо, дают табак. Запасай бумаги. Высылай в каждом письме по листку…».
Боевое крещение Веня принял 25 сентября. К ноябрю получил звание старшего сержанта. «Мама, я был ранен в голову, сейчас совершенно здоров и опять воюю. Представлен к награде за храбрость и мужество. Ты не беспокойся обо мне, на фронте ничего страшного. Здесь страх только для трусов».
Приказом от 23 декабря 1943 года старший сержант Шмаков, помощник командира взвода автоматчиков 2-го мотострелкового батальона 5-й гвардейской мехбригады, награжден орденом Красной Звезды.
В феврале 1944-го Вениамин был ранен, лечился в госпитале, после выписки направлен в авиационный полк. Сначала был трактористом в батальоне обслуживания, а затем переучился на стрелка самолета.
Летал Шмаков со своим экипажем на бомбежку крепости Кенигсберг и вражеских войск. Маму в письмах не забывал успокаивать: «Высылаю фотографию. Почему-то получилась угрюмая физиономия. Но не думай, что я такой. Живу отлично, в полном смысле слова, и всегда веселый. До свидания, дорогая мама».
Наступил 1945 год. В очередном письме Веня пишет матери, что он с друзьями скоро уничтожит врага в его логове: «Вчера последний раз летали на Кенигсберг. Он уже наш. Настроение прекрасное. Погода стоит хорошая. Уже везде сухо, тепло. 9 апреля 1945 года».
24 мая 1945 года Веня пишет матери: «Перешли на порядки мирного времени. Так что можешь надеяться, что скоро увидимся. Закончил войну с успехом. За что награжден орденом Славы III степени и медалью «За отвагу».
В сентябре полк передислоцировался в белорусский город Барановичи. Старший сержант Шмаков продолжал летать. Он уже мечтал о том, как вернется в родной поселок, обнимет мать. Но этому не суждено было сбыться. Жизнь Вени оборвалась 11 сентября 1945 года, когда в авиакатастрофе погиб весь экипаж самолета. Похоронку Екатерина Никитична получила только 3 октября.
Безмерно горе матери, потерявшей сына уже после окончания боевых действий. Письма солдата так и остались единственной ниточкой, что связывала ее с ним. До сих пор они хранятся в этой семье.



