У Геннадия Туболева свой взгляд на сугробы. И не только...
Кто из нас не играл в снежки, не любовался бриллиантовой россыпью солнца в морозный день?! Но стоило богатой обильными снегопадами зиме заявиться к нам, как не стало ей комплиментов.
Деревне же снег – не помеха: нет тут ни пробок, ни аэропортов. К тому же белое покрывало хорошо укрыло поля и дало надежду на весеннюю влагу, на будущий урожай. А Геннадий Туболев, житель деревни Земляная Голышмановского района, даже «слепил» из снега свой бизнес. И поделился с нами некоторыми секретами.
Будь смелее, не прозевай!
Услышал Туболев, что в райцентре ищут мастера «по снежному рукоделию». И поехал «на разведку». «Нашел тех, кто сделает Деда Мороза и Снегурочку, говорит мне глава местной власти, а хочется, чтобы еще и крепость была – ребятишкам играть. И стал описывать свое видение снежного замка. Я слушаю да наброски делаю: миниатюру кремлевской стены с башенками, посередине – церковь, – рассказывает Геннадий. – Приехал домой, тут же взялся разминать оконную замазку. За час сделал макет. И снова в поселок. Глава одобрил мой проект, подписали договор. На следующий день – это была суббота – мы навалились на гору снега целой оравой и за выходные выполнили основную работу».
За многолетнюю практику проведения конкурса снежных скульптур и композиций появились в поселке интересные, самобытные творцы-художники. Для Сергея Ершова, к примеру, декабрь – самый творческий месяц в году. Много зим подряд он создаёт рядом со своим домом сказки из снега. Останавливаются автомобили, заглядываются прохожие, кто-то приводит сюда детей, фотографируются у избушки на курьих ножках или возле лубяной, откуда лиса зайца выгнала. В этом году новогодние мотивы соединились у мастера с приближающимся юбилеем посёлка: как-никак Голышманово 100 лет.
Не одни Ершовы «чудачат» у своих ворот. Но взяться за снежное дело в Парке культуры и отдыха никто не решался. Поэтому Туболев занял, как говорится, свободную нишу в экономике поселка. «Конечно, понимал ответственность. Но в том, что работаешь на глазах у всех, – свои плюсы. Остановится наблюдательный человек, разговоримся. Я с интересом выслушаю советы, некоторые тут же претворяю в жизнь».
Дал слово – держи!
Снег – непростой материал для строительства. «Вспомните: в начале зимы снега много выпало, а потом грянула оттепель, холодный дождь прошел. Образовалась наледь. Мне это аукнулось. Режу фигурку, и тут нечаянная льдинка попадается, да в месте самой тонкой работы… Впрочем, с деревом разве легче? Скол – и насмарку затея. Во всем навык нужен», – рассуждает «самоделкин». Раньше он мастерил из дерева, часами что-то выстругивал, выпиливал. Когда старший сын, Алексей, учился в школе, делали с ним из картона карусель, на которой кружились герои пушкинских сказок (подарок литературно-краеведческому музею им. А. Пушкина!). А вообще-то Геннадий с детства любит что-нибудь придумывать. Одно время работал художником-оформителем в Доме культуры. Когда решил зарабатывать деньги на картошке – постепенно весь процесс механизировал, в основном из старья собирал технику, приспосабливал. Теперь по осени другие фермеры нанимают «Кулибина» выкопать в поле «второй хлеб». Так что инициатива, изобретательность, настойчивость, неуемность – в характере Геннадия. Все это и помогает ему добиваться цели.
Кстати, герой моего рассказа ко всем прочим достоинствам еще и «Лучший папа» – это звание он получил за победу в областном конкурсе. У них с Натальей шестеро детей. На призовые деньги купили «Жигули», подарили старшему сыну. Четверо мальчишек в любом деле отцу помощники. И снежный бизнес стал семейным. Вместе возводили крепость. Красили в три пульверизатора (приспособили под это ранец для тушения лесных пожаров), краска (на основе воды) в них быстро замерзала, отогревали по очереди. Пятнадцать литров водоэмульсионки ушло на башни!
«Однажды даже зять из Сорокино приезжал на помощь, когда Алексей был на работе. Иногда сродного брата жены подключали. Хотели быстрее построить городок, чтобы создать людям предновогоднее настроение. Получилось!» – довольно потирает руки Туболев.
Век живи – век учись
Не успели отец и сыновья одно дело закончить, как предложили им создать Зайца. Следом поступил заказ от агропедагогического колледжа. «Посадили» сказочного Кота у крыльца комплексного центра социального обслуживание населения и Мышку на спину – как символ милосердия»...
«Не боитесь конкуренции?» – спросила Туболева. «Пока людям хочется красоты – всегда будет перспектива, – отвечает. – Многие предприятия и организации хотят зимой украсить территорию, объем работы есть. И все же к следующему сезону буду готовиться заранее, более скрупулезно. Планирую попробовать работать со льдом. Но прозрачный лед – дорогой материал для селянина, кубы придется намораживать из очищенной воды… Так что пока реальнее сделать Богатыря в шлеме и с мечом! Уже приготовил для него часть спиленного коммунальщиками огромного тополя.
Снежный бизнес – кратковременный, с этим ничего не поделаешь. Он – лишь источник дополнительного дохода семейства. Основной идёт с личного подворья, выручают и зарплаты электрика ЖКХ, пенсия жены.
Главный секрет любого бизнеса – трудиться, не останавливаясь. А ещё сельский бизнес держится на многопрофильности. Надо пробовать разное, не отбрасывать возможность учиться чему-то новому», – делится Туболев. И рассказывает, как в безденежных 90-х собрал бригаду – до десятка мужиков, оставшихся без работы после ликвидации совхоза. Рубили дрова для работников профтехучилища, для учителей школ в райцентре. Лет восемь ездили в село Истошино соседнего Бердюжского района, выполняли заказы сельсовета. Два дома там построили, срубов из хозяйского леса больше сотни! В Голышманово ныне срубов шестьдесят туболевских – пристрои к домам, пятистенники, бани. Человек двадцать деревенских мужиков обучил этому делу. И мальчишки теперь топором владеют, самостоятельно могут, к примеру, стайку поставить. «Все сыновья, какую бы в будущем
профессию ни получили, заявили, что будут жить в своем селе, – говорит Наталья, – Попереживали мы с отцом поначалу да успокоились: надо кому-то и хлеб растить, поднимать деревню. Будут братья дружны меж собой да с умом – не пропадут. Жаль только, что невесты в город норовят, женихов ищут с иномарками и дачами. К осени Ваня права водителя получит, мы и ему машину «сгоношим», не новую, конечно, а чтоб колеса были. Дочку Марию замуж выдали, свадьбу сыграли, учителя оба, в Сорокино живут. Одному за другим всем детям поможем на ноги встать. А что от родителей не хотят далеко отрываться, так не это ли и есть счастье?!»



