Инновации, инвестиции и административная поддержка

Академическое собрание сконцентрировалось на геологоразведке и разработке

В Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа состоялось заседание Академического собрания Тюменской области. Семнадцатое по счету. В отличие от прежних собраний, где имели место быть разнородные, порой даже случайные выступления, нынешнее сконцентрировалось на геологоразведке и разработке месторождений юга Тюменской области.

Вел собрание председатель наблюдательного совета Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа, действительный член нескольких академий, в том числе Нью-Йоркской академии наук, доктор технических наук и известный всей области практик Георгий Крылов.

Председательствующий сразу же дал понять, что концентрация усилий на отдельной теме куда более плодотворна, чем выступления вообще. И в этой связи президиум академического собрания принял решение посвятить нынешнее собрание природным ресурсам юга области.

По углеводородам докладывал генеральный директор Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики Игорь Шпуров. Доклад назывался: «Внедрение инновационных технологий – основа для эффективного развития геологоразведки и разработки углеводородного сырья юга Тюменской области».

Игорь Шпуров напомнил, что ещё восемь лет назад южные районы Тюменской области не воспринимались большинством специалистов как территория, где могут быть найдены существенные запасы углеводородов и добываться сколько-нибудь значительные объемы нефти.

По официальным оценкам 2003 года, перспективные ресурсы углеводородов не превышали 1,2 миллиарда тонн. Добыча нефти в соответствии с энергетической стратегией оценивалась не более 1 миллиона тонн.

Столь пессимистические оценки явно не способствовали привлечению интереса недропользователей, инвестиционная активность которых приближалась к нулю.

Тем не менее в течение очень короткого времени, с 2003 по 2008 годы, произошли колоссальные изменения. Оценка ресурсной базы увеличилась более чем в два раза.

«Приращивались запасы, открывались и вводились в разработку новые месторождения (общее количество месторождений в 2003 году – 11, сегодня их число достигло 36; а открытые геологические запасы приближаются к 1,5 миллиарда тонн)».

Подобные изменения появились благодаря массированным инвестициям в геологоразведку, которые ежегодно удваивались. «В 2004-2008 годах концентрация и, как следствие, результативность геологоразведочных работ на юге Тюменской области стала сопоставима с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой – основном регионе нефтедобычи России».

Такой темп и эффективность геологоразведочных работ создали основу для интенсивного ввода в разработку открываемых месторождений. Так, если в 2003 году на юге области в разработке, по сути, было всего одно месторождение – Кальчинское – с добычей 893 тысячи тонн, то в 2005-2010 годах внедрено в разработку 7 месторождений (столько же подготовлено и будет внедрено в разработку в 2011-2014 годах).

В результате добыча нефти за последние два года увеличилась в 3,5 раза и достигла в 2010-м году 5,1 миллиона тонн. То есть на юге Тюменской области в кратчайшие сроки был создан новый перспективный нефтедобывающий район. Случай для постсоветской России уникальный.

В этой связи возникают два взаимосвязанных вопроса: как удалось добиться таких результатов? И как не потерять достигнутых темпов в будущем?

На первый вопрос докладчик ответил следующим образом. Он напомнил, что старт интенсивному освоению южных территорий в 2004 году дала «Территориальная программа геологического изучения недр Тюменской области (без автономных округов)», разработанная областным правительством совместно с Министерством природных ресурсов РФ.

В программе была сформулирована новая геологическая парадигма, которая основывалась на том, что в условиях крайне сложного геологического строения южной оконечности Западно-Сибирской нефтегазовой провинции (к ней относится и юг Тюменской области) необходимо применение принципиально новых инновационных методов разведки, а в последующем – и добычи углеводородов, нежели в Широтном Приобье и на Ямале.

Здесь докладчик надолго углубился в технологию. Суть: особенности строения пластов определяют востребованность новых технологий. «Применению инновационных технологий обязательно должны предшествовать глубокие аналитические исследования в области изучения и моделирования пластовых систем».

Разобравшись с первым вопросом, Игорь Шпуров перешел ко второму. И начал с «цены вопроса», то бишь с перспектив.

Несмотря на успехи последних лет, опоискованность территории, а тем более её освоение находятся в начальной стадии. Так, опоискованность ресурсов составляет лишь 15 процентов, запасы промышленных категорий (В+С1) – 5 процентов, а накопленная добыча нефти не превысила 1 процента от начальных ресурсов территории.

Наличие таких перспектив определяет повышенный инвестиционный интерес со стороны недропользователей (предполагаемые инвестиции в геологоразведку и эксплуатационное бурение, без учета обустройства месторождений, за 2011-2015 годы составят не менее 91,6 миллиарда рублей).

В силу сложности геологического строения основная доля инвестиций будет связана с применением новых технологий. Такой подход вполне способен привести к открытию новых запасов и обеспечить устойчивый рост добычи нефти в ближайшие 10 лет. «В этом случае к 2020 году добыча нефти на юге области достигнет 13 миллионов тонн».

По мнению Игоря Шпурова, амбициозные задачи должны быть обеспечены рядом управленческих решений, которые, в дополнение к уже принятым, будут стимулировать привлечение в отрасль эффективных технологических решений.

Для этого, во-первых, необходима разработка новой комплексной программы воспроизводства и освоения минерально-сырьевой базы, основанной на современной геологической парадигме и определяющей основные направления инновационного развития в геологической отрасли.

Во-вторых, таким, на взгляд докладчика, могло бы стать создание правительством области совместно с Западно-Сибирским территориальным отделением ЦКР Роснедра комиссии по инновациям в нефтегазовом комплексе, которая бы определяла наиболее перспективные технологии в рамках проектов разработки, внедрение которых нуждается в финансовой и административной поддержке со стороны органов власти.

Это позволит привлечь в отрасль и новые разработки, и новых специалистов, которым при существующей системе трудно достучаться до нефтяников.

Как заметил один из присутствующий в зале, «нас не пускают на промыслы, потому что нет договоров, а нет договоров, потому что не пускают на промыслы, – замкнутый круг!».

Надо отметить, доклад был встречен весьма доброжелательно. Директор Западно-Сибирского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики имени
А. А. Трофимука, доктор геолого-минералогических наук Аркадий Курчиков, докладывавший «по воде и твердым полезным ископаемым», полушутя-полусерьезно заметил, что «на фоне угледовородов уже и на юге области сложно докладывать».

Ну, а если серьезно, то специалисты в сфере углеводородов за шесть лет зримо преуспели, а коль так, то открываются перспективы и у других.


1298