Охотничье хозяйство «Таволжан», что в Сладковском районе, – одно из тех, где в отношениях с местными охотниками-любителями находят полное взаимопонимание. Здесь щедро, как говорится, по-братски, делятся лицензиями на копытных.
Были годы, когда охотничье ведомство разрешало хозяйству отстрелять всего пяток косуль и десяток кабанов (это при том, что благодаря обильной подкормке и надёжной охране зверья здесь расплодилось видимо-невидимо и по нормам изъятия отстрелять допускалось в десятки раз больше). Но и тогда у местных не было обиды на хозяйство, которое выделяло им больше половины полученных лицензий.
В прошедший сезон ситуация, наконец, изменилась: хозяйству предоставили 40 лицензий на косуль и 100 на кабанов. Хватило всем желающим.
Недавно мне довелось поучаствовать в обычном рабочем рейде по угодьям хозяйства. Кабанов встретить не довелось: днём они почивают, зарывшись в болотные крепи, и только к вечеру выходят на кормёжку. А вот косули выбегали почти из каждого колка. За полтора часа езды мы насчитали 87 животных.
Порадовала встреча с лесными курочками – серыми куропатками. Эти доверчивые птицы легко подпускают на верный выстрел, поэтому очень уязвимы и не зря занесены в Красную книгу. Здесь выстрелы им не грозят, но враги всё же есть – расплодившиеся в последнее время в большом количестве лисы, енотовидные собаки. Хищников надо бы «прореживать» при всяком законном нахождении в угодьях с ружьём ещё и потому, что они являются разносчиками бешенства. Но у нас и здесь парадокс: стрелять их разрешается только по платной лицензии и в ограниченном количестве.
Тут и там видны следы заботы о зверье: 13 подкормочных площадок для кабанов, 15 кормушек для косуль, 30 солонцов, 15 галечников. «За прошлый год,– рассказывает охотовед Сергей Москальцов, – скормили 246 тонн зернофуража, посеяли 175 гектаров зелёной подкормки».
С браконьерством в хозяйстве проблем нет: мужики из тех деревень, что расположены на территории хозяйства, не шалят, а соседские браконьеры после нескольких лет «войны» и воспитательной работы Сергея Москальцова и его егерей сюда больше не суются. Но исхитряются промышлять зверье,
которое гуляет за пределы хозяйства. Высыпают на тропу ведро овса или комбикорма и рядом на берёзе устраивают засидку. Порой это просто прикреплённая между сучьями доска, на которую садятся с ружьём и ждут подхода кабана.
На обратном пути заглянули в загон для маралов. Этих животных в хозяйство несколько лет назад завезли с Алтая. Звери хорошо акклиматизировались, сейчас их около сотни. Четыре десятка бродят вне загона, но поблизости, там их тоже подкармливают. Несколько раз маралы уходили далеко, даже за пределы района, но, понеся потери от встреч с браконьерами, вновь возвращались туда, где о них заботятся, где их охраняют.



