Живет в Кулиге замечательная супружеская пара – ветераны труда Галина Степановна и Федор Феофанович Шевердовы. Шестой десяток лет вместе.
Он – живчик, весельчак, говорун. Она – спокойная, домашняя, «воды не замутит». Вывели в люди троих детей, дождались внучат и правнуков. А еще у них в доме давнишняя молчаливая помощница – племянница Вера, в двухмесячном возрасте, после смерти матери оставшаяся сиротой. И рыжий кот, единственная в настоящее время живность, точь-в-точь сошедший с настенного календаря. Когда-то много было и скота, и птицы. Всему свое время…
Мне нравятся эти старики. Они – другим наука: как и где уступить, а где стоять до последнего; как заботиться друг о друге и не терять присутствия духа.
Галина Степановна родилась в здешних краях. В прошлом трудилась на лесозаготовках, была помощником комбайнера и дояркой, разнорабочей в совхозе.
Ее отец – председатель местного колхоза и коммунист Степан Клабуков. Степан Матвеевич и мысли не мог допустить, чтобы его дочка, этот «метр с кепкой», когда-нибудь могла не выйти в поле или отлынивать от работы.
А у Федора Феофановича отец умер еще до войны, в 1939-м. Мальчишка со Смоленщины пережил весь ужас оккупации и другие тяготы военного времени.
…По раскисающим от дождей дорогам, сорвав с насиженных мест, каратели погнали на запад все население деревни Дуброва. В чем были, в том и поехали-пошли. Гнали с собой домашний скот. Имущество зарыли во дворах. Их «этап» закончился неподалеку от железнодорожной станции, откуда немцы должны были отправить свои «трофеи» в Германию. Отбили, пойдя в наступление, советские войска.
– Думали, что немцы нас сожгут, когда народ согнали в пуню (помещение для хранения сена – Л.Е.) и мы провели там всю ночь.
Дорога в обратную сторону казалась короче. А потом их эвакуировали за Урал, в Сибирь. На тюменском вокзале отцепили сразу восемь вагонов. Гужевым транспортом повезли в Кулигу: забирать эвакуированных с вокзала приезжал сам председатель Степан Клабуков.
– Я учился в четвертом классе, а Галя во втором. Помогал ей решать задачи, но не думал, что когда-нибудь эта девчонка (смеется) меня захомутает…
Расписались молодые 4 сентября 1955 года. Отмечать торжество все равно было не на что, подарков им не несли. Зато через год родилась старшая дочь. Чем не подарок?
Глава семьи работал в Гортопе, заготавливал дрова в окрестных лесах. Целых 35 лет ответственно трудился конюхом. Потерь поголовья за ним не числилось.
Выйдя на пенсию, дружно вели домашнее хозяйство. Степановна увлеклась комнатным цветоводством, а Федор Феофанович получал на огороде собственные семена овощей. Оставалось даже на продажу. О самодельных корзинах и мётлах, которые выходили из-под рук деревенского непоседы, я уже не говорю…
Время течет, и реки не бегут вспять. На последней по времени встрече ветеранов супруги Шевердовы побывать не смогли. Нездоровится.
Очень жаль, что в Кулиге с недавних пор бездействует фельдшерско-акушерский пункт. Деревня и старится, и обновляется, ведь в ней еще родятся дети, строятся новые дома. Как известно, по отношению к старикам и младенцам всегда судили о государстве.



