Тюменская полиграфия жила, живёт и будет жить!

Ни для кого не секрет, что уходящий 2010 год был на редкость тяжелым для нашей экономики. Но те, кто сумел сориентироваться в меняющемся мире, – выжили. О том, как сегодня обстоят дела у полиграфистов, мы беседуем с исполнительным директором ОАО «Тюменский Дом печати» Львом Алексеевичем Неждановым.

– Лев Алексеевич, по-вашему, кризис в стране закончился?

– Серьезных улучшений в экономике мы не наблюдаем, но и дальнейшего спада нет. И это радует. Считается, что полиграфия последней входит в кризис и последней из него выходит. Не знаю, мы пока выходить не начали…

– А на предприятии, которое возглавляете вы, преодолен пик трудностей?

– Пика не было, но проблемы есть. Могу отметить серьезное падение рекламного рынка. А вот на рынке упаковочной продукции, наоборот, наблюдается небольшой, но стабильный рост. Мы выпускаем различную упаковку для пищевой промышленности (под торты, пиццу, пирожные и пр.), промышленную (подогреватели, диски сцепления, картриджи), сувенирную (для подарков, а также коробки для нашего северного сувенира – муксуна). Плюс упаковка для медицинских препаратов. Это помогает нашему предприятию держаться на определенном уровне: за счет создания новых производств мы компенсируем убытки от снижения на других направлениях. Изучаем рынок соседних областей и готовимся к выходу на него со своей упаковочной продукцией. Спрос на нее растет по всей стране, и мы уже начали реализацию через интернет-магазин (rukorobka.ru).

– В начале кризиса некоторые предприятия пытались брать кредиты, другие – сокращать кадры. Каким образом вы оптимизировали производство?

– Сокращали издержки всеми возможными способами, оптимизировали все, что можно, старались активнее сдавать в аренду пустующие помещения. В октябре прошлого года все же пришлось немного сократить персонал.

– Ваше предприятие не только удержалось на плаву, вы даже ремонт сейчас проводите. А что в ближайших планах?

240-3-1– Большей частью ремонт делают арендаторы в счет оплаты. Несмотря ни на что, у людей должны быть комфортные условия для работы: красивые офисы, бесперебойное отопление, водоснабжение. Ну а планы будут зависеть от экономической ситуации в стране.

– Не секрет, что заказчики – народ непростой. Назовите тех, с кем приятно работать?

– Самый давний – Сан Саныч Кукушкин, 20 лет с ним работаем, он стабильный.

– А самый забавный заказ?

– Лет десять назад Тобольский нефтехим собирался заказать упаковку для презервативов, но у них это производство закрылось, а у нас были проблемы с макетированием, дизайнер ко мне пришел – мол, не знаю, что рисовать, – разные неприличности в голову лезут.

– Лев Алексеевич, наверное, падение печатного рынка связано с тем, что люди перестают читать.

– Я не думаю, что люди меньше читают. Всегда были те, кто этого не любил. А кто любит, сейчас чаще обращается к Интернету. Да, книг стали печатать меньше, но такова специфика нашего провинциального рынка. Приходится развивать другие направления. Всегда можно придумать какие-то нестандартные ходы, чтобы решить проблему.

– Зачем возить книги в регион, если можно определиться с заказчиками, разослать из Москвы макет и печатать в местных типографиях. Возможно такое в будущем?

– Это не будущее – это прошлое. До 1991-го года мы печатали серию «Мир приключений» в мягкой обложке. Это были миллионные тиражи. А сейчас книжный рынок рухнул… Еще раньше – постановления пленумов ЦК КПСС и тому подобное. Тираж в 1-10 тысяч невыгодно раскидывать по регионам, чтобы по 300-500 штук в каждом печатать.

– С какого минимального тиража имеет смысл печатать?

– Знаете, полиграфисты шутят: мы можем сделать вам одну книгу за деньги и подарить 999. Потому что она одна будет стоить, как тысяча. Но то, что вы сказали про книги, приемлемо для газет. Сейчас мы дистанционно тиражируем газеты, являясь одним из 25 российских предприятий, которые, по сути, представляют собой пункты печати центральных газет. Файлы с версткой «Аргументов и фактов», «Российской газеты», «Труда», «Коммерсанта» передаются нам по Интернету, а утром свежие газеты выходят из нашей типографии с местной вкладкой.

– Кстати, о газетах. Говорят, во всей Америке зарегистрировано изданий меньше, чем в Тюменской области. Это так?

– Кажется, да. Иногда еще с Москвой сравнивают. У нас могут зарегистрироваться, но не издаваться. Иногда в США выходит издание одно на весь округ или штат.

– У них газеты почему-то кажутся ярче.

– На самом деле основных производителей полиграфического оборудования можно по пальцам пересчитать. Один производитель в Штатах, три – в Германии, один – в Японии и один – в Индии. Это о крупных. Есть несколько десятков средних. И все. А какие машины закупать – каждая типография решает сама. В силу того, что в Тюменской области низкая плотность населения, нам просто экономически невыгодно приобретать некоторые «навороченные» машины.

– Но полноцвет у нас есть?

– Мы можем печатать полноцветные издания, но есть еще более современные технологии, которые позволяют делать цветные обложки на мелованной бумаге, дополнительные вложения в виде стикеров и наклеек, автоматическую раскладку рекламной продукции. Газета такого рода – «Коммерсант», она упаковывается в целлофан, снабжается штрих-кодом, рекламными вставками. Но мы опять возвращаемся к предыдущему вопросу об окупаемости данного оборудования.

– А вот бывают газеты на разноцветной бумаге: часть на белой, часть – на желтой, розовой, голубой бумаге. Мы так можем?

– Вообще не вопрос! Другое дело, что на такую продукцию нет большого спроса. Проблема в бумаге, она делается только на заказ, а для того чтобы это изготовили, надо заказать несколько вагонов. И если кто-то захочет именно такую газету издавать – боюсь, он разорится. Можно закупать импортную бумагу, но получится очень дорого…

– Сколько в Тюмени сейчас типографий?

– Газетных – три, ну а листовых, нацеленных на рекламный сегмент, слишком много для нашего рынка.

– Мне доводилось сталкиваться с тем, что разброс цен на карманные календарики от 1 до 17 рублей за штуку. Подозреваю, что те, кто предлагает за рубль, печатают сами, а за 17 – просто перезаказывают в типографии, накидывая свой процент.

– Да, после отмены лицензирования в 2004 году любая фирма может назвать себя «типографией». Многие занимаются этим только сезонно, скажем, перед Новым годом нанимают дизайнера, делают красивый макет и предлагают клиентам… Заказывают за рубль, а продают вам за 17.

– Заняться распространением выпускаемой продукции не хотите?

– Хотим, но возникает проблема с доставкой до квартиры. «Почта России» – монополист в этой сфере.

– Есть ли в Тюмени деловая пресса?

– В большей степени, сетевая. Проблема нашего региона, как я уже говорил, в низкой плотности населения, что не позволяет создать рентабельный газетно-журнальный рынок. Есть так называемая «входная цена»: надо заплатить журналистам, дизайнерам, типографии. Поэтому конечный продукт при низких тиражах получается очень дорогим. А из-за высокой цены он не будет пользоваться спросом.

– Лев Алексеевич, как вы относитесь к изречению «За все надо платить»? Применимо ли оно к образу вашей жизни? И если приходится платить – то чем?

– Никогда об этом не думал. Смотря чем рискуешь. Мы платим за все, что положено, и спим спокойно. Я не авантюрист. И коллектив подобрался такой же. Поэтому мы обычно именно платим, а не расплачиваемся.


829