Гордума недобирает в зрелищности

Журналисты просят «сохранить интригу»

Накануне Нового года председатель Тюменской городской Думы Сергей Медведев пригласил представителей четырех изданий. Разговор носил доверительный характер и начался с пожелания прессы «сделать заседания Думы более понятными и зрелищными».

– Если механизм Думы отлажен, это видно. Но мы не видим интригу, сам процесс. Выходит на трибуну чиновник: «Пункт такой-то, эти абзацы снять». Что в этих абзацах, мы не знаем. Почему эту часть обсуждения нельзя сделать не только более понятной, но и более зрелищной? Тем более что вход в Думу свободный: приходит гражданин – и что он поймет, – начал один из коллег.

– Если мы на Думе будем подробно обсуждать каждый вопрос, то, начав в десять утра, к шести никак не закончим. Поэтому договорились с депутатами: досконально обсуждать вопросы только на комиссиях – их семь, заседания комиссий для прессы открыты, – а на Думе принимаем решения, – пояснил Медведев.

– Конгресс США обсуждал Договор шесть часов…, – не сдавался коллега.

Председатель Думы обмолвился, что, «до 2008-го и даже до 2006-го года» на заседаниях Думы «так и было». Однако на комиссиях обсуждение часто носит нелицеприятный характер, и «выставлять на Думе на посмешище замглавы (города – С.Ш.) как-то некрасиво» (заместители главы города и руководители департаментов докладывают на комиссиях – С.Ш.). «Заседания Думы – это не цирк. Дума должна принимать взвешенные решения».

Так-то оно, конечно, так. Но если заместители главы попадают в «интересные ситуации», то это их проблемы. Не говоря уже о руководителях департаментов, их доклады на комиссиях, бывает, рушит первый же серьезный вопрос.

Разговор зашел об архитектурном облике города, который, «мягко говоря, оставляет желать лучшего». В пример приводился Омск, где «главный архитектор находится на своём месте более двадцати лет».

Тюмени, по признанию Сергея Медведева, не везет с архитекторами». Началось с того, что «перерезали вторую главную магистраль города, улицу Ленина, посадив в створе улиц Ленина – Мориса Тереза жилой дом». Теперь главная улица областного центра, Республики, не имеет полноценного спутника. «Решение по этому вопросу принималось постановлением обкома партии».

Мнением архитектора, видимо, все-таки интересовались, но каким оно было на самом деле, – широкой публике неизвестно. Насколько могло повлиять на решение – большой вопрос, поскольку архитектура – не столько муза творцов, сколько привилегия королей.

От высокой архитектуры стороны перешли к делам земным, даже, можно сказать, подземным. Речь зашла об инженерных сетях, состояние которых «чем дальше, тем хуже». К тому же до сих пор имеется «неучтёнка».

Сергей Медведев сообщил: для того чтобы выйти на нормативы – заменять 4 – 6 процентов сетей ежегодно, – нужно тратить в год порядка миллиарда рублей. «Если мы хотя бы в течение пяти – шести лет будем соблюдать такие пропорции, то выйдем из сложившейся ситуации. Сейчас на эти цели в среднем тратится порядка 700 миллионов рублей, но здесь не только сети, все расходы на подготовку к зиме, – пояснил Медведев. – Ведутся переговоры с ГУСом».

– Дома надо утеплять, – добавил к сказанному Сергей Медведев. – Существует специальная федеральная программа («по сто тридцать пятому закону»), и мы в ней участвуем. В этом году, к сожалению, деньги получили только осенью и отремонтировали всего 82 дома, тогда как в прошлые годы ремонтировали по 300-400 домов.

Цифры сами по себе интересные. Последовал «вопрос вдогонку»:

– Зачем жарить жителей города каждую весну? Нынче, к примеру, теплая погода установилась ещё в апреле, а батареи шпарили, как в самые лютые холода, всю первую декаду мая!

Председатель Думы отвечал, что, по закону, если температура восемь дней подряд стоит плюсовая, то отопление отключается. Если нет, то тепло продолжает подаваться. Энергетики не могут включать – отключать, туда-сюда, это трудоемкий процесс. Отключать должны на местах.

Однако на местах, в управляющих компаниях, обычно отвечают: мол, это вообще не наше дело, за это отвечает «Тепло Тюмени». Где это «Тепло Тюмени», и как оно может повлиять на температурный режим, вопрос особый. Но сантехники-то в домах должны быть! «Отключите задвижки на стояках!» – требуют продвинутые жители (речь идет о доме на улице Холодильной, 136, корпус 1, первый подъезд, управляющая компания «Север»; позже выяснилось: там такие задвижки, что если закроешь, то потом не откроешь – потекут!). «Вот вам и энергосбережение на деле!».

Собравшиеся несколько раз воспаряли от задвижек в подъездах к высотам макроэкономики и вновь возвращались на грешную землю.

– Не подрубит ли промышленный бизнес повышение ЕСН с 26 до 34 процентов? – поинтересовался мнением председателя Думы один из журналистов.

– Крупный и средний бизнес, ду-ма-ю, не подрубит, – в раздумье отвечал Медведев. – Вот малому бизнесу будет тяжеловато: было 14 процентов, стало – 26. Малый бизнес немного подрубит.

Очевидно, председатель городской Думы не раз задавал себе этот вопрос. Тем более что область, после того как лишилась НДПИ, перераспределила часть налогов в свою пользу. Дотации, понятно, из областного бюджета поступают, но дотации есть дотации.

Далее разговор шел об уборке снега, который, по мнению части присутствующих, «плохо убирается», а по мнению другой – «убирается очень даже прилично, надо отдать должное городской администрации» (мне ближе именно эта точка зрения).

Словом, встреча носила живой и открытый характер, чем-то напоминая обсуждения на заседаниях городской Думы «до 2008-го и даже 2006 года», которым с тех пор явно не хватает открытости и зрелищности.


822