Я в кабинете Шукшина, в корпусе учебно-производственного комбината «Автомобилист». Улыбаюсь радушному хозяину: не знаю о нем ничего, кроме того, что родственник он Василия Макаровича. И с места в карьер:
– Как ты и откуда здесь?
– Я сам из Пермской области, из города Чернушки. После 8-ми классов подался в Сарапульский механический техникум. После окончания пришел работать на авторемонтный завод. Потом была армия. Служил в погранвойсках, в Закавказье. После приехал сюда.
– Служил, выходит, в горячих точках?
– Тогда они не были горячими, – пояснил Шукшин. – Турецкая граница, Тимбирянский отряд, часть 2037 (надо же, помнит номер, я – нет). 60 километров от Еревана. 73-й год. Тогда же осенью участвовал в параде в честь 56-й годовщины Великой Октябрьской революции в Ереване. Затем меня перевели в Тбилиси.
– В общем, по заграницам ты шастал.
– Да, – расхохотался по поводу моего намека. – Там и закончил службу.
– Нарушителей границы, как Карацупа, не задерживал?
– Однажды, «за компанию», но, как говорится, сам не брал перебежчика. А вообще армия – хорошая школа жизни. Там приучился к железной дисциплине.
– Стало быть, ментальность границы у тебя осталась? Она тебя и сформировала?
– И граница, и многое другое.
– Что еще?
– Сама жизнь, – засмеялся Шукшин. – А еще – воспитание в семье. Нас было семеро детей. Я – средний. Хорошо устроился, как Чапаев: слева – белые, справа – красные. Трое – впереди, трое – сзади.
– Как в шукшинский род сверзился?
– Нас, Шукшиных, много было. Это по истории, Шукшины-то, знаете, откуда? Река есть Шукша в Самарской области. Оттуда в свое время в Сибирь уходили «самоходы». Одни остались на Урале, другие дальше в Сибирь ушли.
«Засевалась Россия шукшинами, – подумал я, – хорошим русским зерном с Волги. Не случаен и интерес Василия Макарыча к Степану Разину. К нему, может, и корешки идут».
– В том числе и на Алтай, – продолжил мой собеседник. – Значит, туда они тоже пришли с Шукши.
– А как ты прознал о своем родстве?
– Ой, – вздохнул он. – Сложно. Через родителей. А у них – свои родители. Отец об этом и говорил. Кстати, в Екатеринбурге есть Шукшины. В Тюмени сначала я был один. Сейчас еще есть.
– А как ты к «шукшинству» своему относишься?
– Понимаете ли, раньше я плохо это осознавал. Ну, просто однофамильцы. Но когда Шукшин умер, смерть его меня глубоко задела. Ё-моё, думаю. В Тюмень же когда приехал, о нем много писали. Но мало о том, что с Волги он…
Помолчали. Шукшин говорит: «Может быть, мы с вами проедем». Это я завсегда. Об автомобилистах писать и об авто не замазаться – грех.
Рванули, куда надо. Сквер, автодром. Площадка легковых автомобилей. Нормальное освещение. Горка. Еще одна (для арендных). Живописно. Едем по асфальтированным дорожкам автодрома. Еще площадка.
– Ты роскошно живешь, Шукшин.
Рокочет тракторишко: начали ремонтом заниматься. Грузовые автобусы в работе.
– В четверг проводился конкурс профессионального мастерства водителей маршрутных такси, – вводит меня в курс дела Шукшин.
Попутно говорим о численности коллектива. Сейчас работников немного, в пределах пятидесяти.
– Вот водоем, – показывает гид. Роскошно обеспечила учебный центр советская еще власть – 8 гектаров с лесом.
– А это что за гора?
– Тоже учебная. Самая большая!
Наконец, завершили осмотр автодрома. Стоим у автотрассы, с шипением проносятся автомобили. Недалеко – будочка охраны.
– Приходится платить охране?
– Да, – соглашается Шукшин. – За все надо платить. Свою охрану пришлось завести. А была частная. Помучились с ними почти год. Расторгли договор, поставили своих.
Приезжаем в учебный центр.
– Здесь учим техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Это бывшая котельная. Когда я пришел, она отапливала комбинат, филиал грузового предприятия, два дома плюс магазин «Пышма». Управление отдало ее под учебный комбинат.
– Вы на свои деньги живете?
– С неба никто ничего не бросает.
– Прибыльно работаете?
– Конечно.
Пошли по классам. Вижу схему города Тюмени, знаки дорожного движения, пособия по разным дорожным ситуациям, тренажеры.
– Все, как надо, – итожит Шукшин.
Оказывается, здесь есть возможность учиться «по высшему классу»! Фильмы учебные показывают, пособия изучают, проходят практику в классах электрооборудования автомобиля, двигателей.
– Классы у нас специализированные, – поясняет Шукшин. – Мы – единственные не только в городе, но и в области так учим водителей. Правда, я должен сказать, что в 80-е годы качество подготовки в системе в целом было гораздо выше. На сегодня это дело запущено. И программы новые слабые, сырые. Занимаются обучением непрофессиональные люди. Готовят слабо, главное – заработать деньги. Не случайно число погибших на автодорогах России растет.
– Какие пути выхода из ситуации видишь?
– База нужна. Такой, как у нас, в городе ни у кого нет. Это стопроцентно. Можно параллельно еще об автошколе РОСТА говорить. Сегодня меняют методику по проведению квалификационных экзаменов. Мы приходим к тому, от чего пытаемся уйти. С внедрением новой методики с 2011 года будут проходить сдачу экзаменов в два этапа. Первый – на автоматизированном автодроме. Чтобы сделать его, нужно миллионов 150 вложить. Это не каждое учебное заведение осилит.
– Что это дает?
– Абсолютно ничего. Дело в том, что собираются обучать будущих водителей началу движения, троганию с места, остановке на закрытой площадке. А обучение в условиях интенсивного движения остается в стороне. В городе нужно учить людей. При чем тут автодромы? Люди же не там гибнут, а на наших улицах, насыщенных автомобилями.
Надо отметить, наш учебный комбинат хорошо работает с водительским составом. Это 20-часовая программа обучения, с которой мы выезжаем в районы. Занимаемся конкурсами профессионального мастерства водителей. В последние годы проведено восемь областных конкурсов. Два городских. Мы со своим учебным комбинатом представляли команду Тюменской области на всероссийских конкурсах. И всегда добивались высоких результатов. В прошлом году в Кремлевском Дворце съездов получили диплом и золотую медаль.
Достал ее из шкафа Шукшин. Показал. Беру в руки награду и диплом. В дипломе написано: «Золотая колесница», национальная общественная премия транспорт-ной отрасли России. Диплом лауреатов в номинации «Лучшее российское предприятие среднего и малого бизнеса».
– Вы лучшие в России?
– Именно так. Мы в десятке лучших. Кстати, занимаемся и другими видами услуг. Это доставка грузов, пассажироперевозки, сдача в аренду помещений, автомойка, антикоррозийная защита, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Практически подготовка водителей на сегодняшний день убыточна. Почему? Потому что требует содержания автодрома, расходов по автомобилю, по топливу и т.д.
– Я понял: живешь ты, Шукшин, в напряге, как на вулкане. А теперь вернемся к Василию Макарычу. Ты Шукшина что прочитал?
– Сборник рассказов. Ну, кино смотрел – «Калина красная».
– Как тебе Пашка Колокольников? Запал? Что можно взять от него в жизнь симпатичного?
– Его находчивость, смекалку. Это человек простой, душевный и юморной. Искренний он человек, а с искренностью в нашей жизни дефицит.
– Есть две модели познания жизни. Одна выражена ярко у Льва Толстого. Если хочешь узнать жизнь, иди к пьяницам. Потолкуй с ними. Вторая модель: иди к шоферам. Они умные, они все знают. Я убедился в этом и в беседе с тобой.



