Первый класс Вероники Земцовой – одна из 75 пилотных площадок в области
Через десять лет эти мальчишки и девчонки, нынешние первоклашки, выйдут из стен школы в самостоятельную жизнь. Станут студентами, специалистами, мужьями, родителями. А сейчас их первая учительница Вероника Земцова старается каждый урок сделать для них новым открытием в огромном мире знаний.
Ее первый класс в Голышмановской средней школе №1 – единственная в районе и одна из 75 пилотных площадок в нашей области для апробации стандартов нового поколения в образовании. Это островок школы будущего. Восемь лет назад та же учительница первой набрала малышей для обучения по развивающей программе Л. В. Занкова. За плечами у нее девятнадцать лет учительства. Вероника Валентиновна не раз с успехом участвовала в районном и областном конкурсах «Учитель года».
– Раньше работала с детьми по традиционной программе, теперь, признаюсь, возвращаться к ней не хочу. Тем более новые вторые стандарты образования предусматривают всестороннее развитие детей, а не традиционный урок. Так что нынче у меня третье поколение «занковцев».
– Учебная программа осталась прежней. Что же тогда нового для учителя и его учеников?
– Для меня увеличился объем подготовки. Раньше продумывала только уроки, теперь готовлюсь и к своим кружкам. На учителе большая ответственность – каждый урок должен быть открытием, чтобы ребёнок уходил домой с ощущением собственной успешности, со счастливой улыбкой встречал родителей. К четырем урокам ежедневно добавлено два часа кружков, которые предусматривают развитие ребенка в разных направлениях, в том числе творческом, нравственном – изучение традиций народов, воспитание уважения к старшему поколению и чувства патриотизма. Собственно, это то, к чему всегда стремилась школа.
– Выходит, у первоклассников шесть-семь трудовых часов ежедневно?! Как они справляются с такой нагрузкой?
– Школьный режим у них примерно соответствует режиму в детском саду. После первого урока завтрак. После третьего гуляем, а в полдень на обед. Увы, нет сончаса, хотя я вижу, что дети устают и с удовольствием поспали бы. Но у нас нет условий для этого. Расписание уроков составлено с учетом сложности предметов, день начинается с русского языка или математики, чтения. После четвертого урока двадцатиминутный перерыв и следуют кружки по расписанию по пяти основным направлениям – исследовательское, творческое, научно-познавательное, здоровьесбережение, граждановедение. В класс приходит Елена Воробьева, педагог-организатор школы, которая ведет кружок «Юный гражданин», Татьяна Киселева и Вера Толстова, педагоги центра детского творчества (кружок «Конфетти»). Дети осваивают декоративно-прикладное творчество, у них уже такие замечательные поделки получаются! Есть и кружок «Палитра». Поверьте, я для себя делаю открытия, с удовольствием смотрю и слушаю, как, например, накладывать краски губкой, рисовать пальчиками. К четвертому классу сможем уже организовывать разные творческие выставки.
Учитель физкультуры Андрей Бетехтин учит детей здоровому образу жизни на кружке «Расти здоровым», приобщает к народным и коллективным играм на другом – «Подвижные игры». Знаете, это большая разница, когда кружок ведет специалист или я после четырех основных уроков. Для детей положительна даже смена человека, он принес им новые эмоции, у него другая интонация голоса… Это оживляет учебный процесс, стимулирует малышей работать в полную силу, они учатся строить отношения с разными людьми. Три кружка веду я. В «Школе развития речи» учимся пересказывать, говорить ярко, красиво, грамотно. Есть готовые программы, купили специальные тетради из серии «Юным умникам и умницам» и по информатике, логике, математике. Научиться с детства не проходить мимо, а вглядываться пристально в окружающий мир, исследовать, сравнивать, искать ответы на свои вопросы побуждает кружок «Я – исследователь». Скажем, почему муравей спит и как? Чтобы узнать об этом, схожу-ка в библиотеку или в Интернет загляну. Мы учимся видеть необычное в обычном.
– А какие проблемы школы обнажили первые полгода эксперимента? Насколько уютно чувствуете себя на пилотной площадке?
– Какими бы интересными кружки ни были, дети весь день занимаются в одном помещении, сидят на тех же стульях. Будь у нас хотя бы надувной бассейн, чтобы им поваляться, размять спинку, ручки, ножки, вот тогда наши беседы о сохранении здоровья могли бы стать результативнее. Были бы, скажем, большие мячи и место в кабинете для игр, можно было бы делать упражнения для снятия напряжения в позвоночнике. Уводит ребят в спортивный зал только учитель физкультуры. Почему бы на кружке «Юный гражданин», который учит детей любить природу, уважать взрослых, не позволить детям смотреть фильмы, сидя на мягких диванчиках, в красивом читальном зале, как в районной библиотеке, чтобы можно было подогнуть ножки или прилечь? Но библиотека предлагает платные услуги. У нас же своя программа, а это десять бесплатных кружков в неделю, вот и сидим, как в песне, на том же месте, в тот же час… Ни игровой комнаты, ни уголка отдельного в школе не появилось, чтобы первоклассники могли полежать, поваляться, покататься, учитывая длительность пребывания в школе.
– Можно пойти хотя бы в школьный музей...
– Надо, чтобы тема встречи была понятной ребятам и был свободен педагог. Руководит музеем учитель русского языка и литературы, у него большая учебная нагрузка. Называю вторую основную проблему – кадры. Ни одного дополнительного педагога в школе не появилось. К примеру, у ишимских первоклашек, которые тоже на эксперименте, есть кружок «Юный натуралист», ведет его руководитель станции юных туристов. Там такие эксперименты дети ставят! Наблюдают за настоящими лягушечками и личиночками. Смогу ли я обеспечить ребятам те же эмоции при рассказе про лягушку на картинке? Сделать его интереснее помогут компьютерные технологии. Но дети сидят на своих стульях, а не наблюдают за ходом «живого» эксперимента.
– Как родители отнеслись к участию детей в образовательном испытании?
– Летом беседовала с ними индивидуально. То, что ребенок в школе до половины третьего, для них лучше, особенно для работающих. Никто не перевел ребенка в другой класс. Согласились оплачивать двухразовое школьное питание (а это 700-800 рублей в месяц), для моих детей оно обязательно, для остальных – по желанию. Как учителя меня беспокоит другое: среди первоклассников уже в третий раз девочки в большинстве, 16 против 8. К старшим классам они подавляют мальчиков своей активностью. А парни привыкают к пассивной роли, зная, что девочки все сделают в классе: нарисуют, сочинят, организуют. В итоге девушки выходят из школы напористыми, решительными, не рассчитывающими на помощь мужчин. Так может повлиять на судьбу кажущаяся мелочь. И это необходимо учитывать при формировании коллектива.
– Ваш класс уходит из начальной школы последним. Оплата вашего труда учитывает увеличившуюся нагрузку?
– Поскольку экспериментальный класс единственный, то мне доплачивают за переработку, за ведение кружков, выделяют средства из школьного премиального фонда. Но в следующем сентябре все учителя первых классов перейдут на повышенную нагрузку, будет ли предусмотрено увеличение заработной платы? Этого мы не знаем.
– Продолжите сотрудничество с педагогами учреждений дополнительного образования?
– Будем, как говорится, рвать их на части. Где взять таких специалистов на 6-7 уроки в пяти первых классах только нашей школы? А другим? Та же ситуация в городах. Предположим, одна учительница освоила бисероплетение, другая когда-то танцевала, третья – рисует, все это на любительском уровне. В поисках выхода они будут кооперироваться? Какой знаток каратэ, английского языка, бального танца или тенниса станет давать уроки всему классу бесплатно? На селе, думаю, еще сложнее. А если у учителя малокомплектной школы два класса – первый и третий? Словом, чтобы достичь ожидаемого результата, нужны огромные вложения в школу, это очевидно. И само здание должно стать школой нового поколения.
– Вероника Валентиновна, вы ведете кружок «Помогай-ка». Чему он учит?
– Он как классный час. Помогай сам себе – уживаться с одноклассниками, другими детьми, с родителями. Когда станем постарше – будем ходить в дом ветеранов с концертами. Будем помогать убирать снег во дворах пожилых людей. Сейчас учимся владеть своим настроением, разбираться, почему стало грустно человеку. Если обиделся, подходить к нему или дать остыть? Это тоже навыки общежития. По пятницам к детям приходит заяц Памсик (к мягкой игрушке они постепенно стали относиться как к живому существу). В прошлый раз у него было плохое настроение. Что делать? И ведь у ребят такое бывает. Предлагали: можно музыку хорошую поставить. Можно к другу пойти, но как с таким настроением? Но можно поделиться с ним проблемой и попросить помощи. А можно лечь спать, проснешься – и все хорошо, грустно было просто от переутомления. Так что почаще беседуйте с детьми, и они могут помочь вам владеть эмоциями! У Памсика уже хорошее настроение, дети по кругу передают его. У кого он в руках (я хлопаю в ладоши), тот делает что-либо веселое для всех. В следующую пятницу дети снова ждут Памсика.



