Юрий Неёлов обожал голубей, а Дмитрий Кобылкин предпочитает минералы

Ямальский губернатор обозначил «точки роста» региона

Принимать гостей – приятно и в то же время хлопотно, тем более если праздник большой. Однако губернатор ЯНАО нашел время в суете торжеств, посвященных 80-летию со дня образования округа, пообщаться с журналистами.

Корреспондентский корпус был представлен 25-ю СМИ из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени и Екатеринбурга. Глава округа рассказал о перспективах развития Ямала и немножко о личном.

– Дмитрий Николаевич, чем ваш регион славен сейчас, и чем он сможет гордиться в будущем?

– Основная наша гордость – это люди. Я рад, что среди получивших государственные награды в связи с юбилеем округа огромное количество учителей. Кстати, уже 21-му педагогу Ямала присуждено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Считаю, у нас очень большой человеческий потенциал. По причине суровых климатических условий немногие из приехавших когда-то на Север остались здесь жить. Именно эти смельчаки, их дети сегодня составляют постоянный костяк жителей. И моя задача как губернатора создать для них еще более комфортные условия для проживания. Благоустроенное жилье, достойная зарплата, современные здравоохранение и образование, развитая инфраструктура – всё это должно стать естественным составляющим жизни на Ямале.

– Расскажите о планах развития туризма на Ямале.

– Это очень интересное направление. Не скажу, что туризм сможет потеснить нефтегазовую промышленность, но как один из сегментов экономики он очень важен. Сегодня мы ведем переговоры с финскими коллегами, потому что Финляндия по уровню туристического сервиса и количеству туристов занимает одно из первых мест в Европе. В перспективе, думаю, нам тоже будет чем похвастаться.

– Из Петербурга в Салехард прибыла большая делегация ветеранов, первопроходцев. Как вы оцениваете их вклад в освоение Севера с позиций сегодняшнего дня? И несколько слов о перспективах сотрудничества с Северной столицей.

232-4-2– Ветеранов геологии мы фактически ставим в один ряд с ветеранами Великой Отечественной войны и заботимся о них, где бы они ни жили. Север обживался в сложных условиях. Представьте себе, 15 лет назад здесь не было ни дорог, ни нормального жилья. Люди не просто освоили территорию, они создали здесь семьи, родили и вырастили детей. Ямал из национального стал многонациональным. А с правительством Санкт-Петербурга у нас сложились дружеские отношения. Мы имеем там представительство, где часто проводятся совместные мероприятия, в Питере учится ямальская молодежь.

– Ямало-Ненецкий автономный округ дотирует обучение в вузах выпускников своих школ. Сколько процентов составляют дети тундровиков? Заинтересован ли регион, чтобы юноши и девушки из кочевых семей учились?

– У нас для всех равные условия. Если семья оленевода примет решение отправить ребенка учиться и у того есть желание, то мы поможем. Дети коренных народов Севера учатся в Тюмени, Екатеринбурге, Питере и других городах. Мы уверены, после окончания они вернутся на Ямал и вольются в ряды национальной интеллигенции. Но сегодня, не буду скрывать, для региона гораздо важнее профессионально-техническое образование, чем высшее. Перспективы развития Ямала таковы, что в ближайшие 20-30 лет в нефтегазовом комплексе будет занято столько специалистов, сколько сегодня составляет население округа. Хотелось бы, чтобы это были наши ребята, а не вахтовики. Успеть подготовить свои кадры – наша основная задача.

– Дмитрий Николаевич, недавно вы общались с президентом страны, в том числе на предмет стоимости авиабилетов, после чего в собственность муниципального образования город Надым было передано два аэропорта. Можно ли говорить, что к региону отойдут еще несколько аэропортов?

– Основной вид транспорта у нас – воздушный. Поэтому очень важно, чтобы билеты по цене были доступны большей части населения округа. С передачей аэропортов в субъект Федерации планируется снизить аэропортовые сборы. Сегодня влиять на них мы пока не можем. Договоренность с президентом уже есть, сейчас готовим документы, и в ближайшей перспективе, уверен, произойдет передача портов в Новом Уренгое и Салехарде.

– Расскажите, пожалуйста, о промышленном развитии вашего округа.

– Промышленное освоение региона – не только мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный». Хотя он наиболее значительный и сложный в части окупаемости. Это проект с большим участием государства, и без него начать строительство мы не сможем, потому что львиная доля средств пойдет из федерального бюджета. Многие стройки века, например, Транссибирская магистраль, возводилась с привлечением частного капитала, но государство всегда гарантировало покрытие расходов. Планируется строительство железной дороги Надым – Салехард, которая соединит северную дорогу с южной. Мы получим дальнейший выход на полуостров Ямал, уже сегодня сдано 600 км дороги Обская – Бованенково до разработок Газпрома. На базе Тамбейской группы месторождений будет построен не только уникальный завод СПГ (запуск планируется к 2016 году), но и создан мощный флот ледоколов, грузовых судов ледового класса.

Решение начать работу по созданию на полуострове нового в России центра по сжиженному природному газу – это реальный путь к диверсификации экономики, это подъем региона на иную инновационную ступень развития. Кстати, это далеко не первый шаг по уходу от статуса исключительно добывающего региона. В автономном округе уже сегодня действует семь перерабатывающих предприятий. В 2012 году должен начать работу Новоуренгойский газохимический комплекс. Перспектива развития Ямала – переработка газа, а ближайшая – освоение новых месторождений.

– Не будет ли Европа в связи с расширением рынка сбыта в страны азиатского региона получать меньше газа?

– Такого не произойдет. Труба «Дружба» по-прежнему будет работать.

– На недавнем заседании Законодательного собрания шла речь о перспективах приватизации госимущества. Какие крупные объекты в округе будут приватизированы, и какой объем прибыли планируется получить?

– Ямал – не та территория, где осталось много подобного имущества. Есть несколько объектов, но они не принесут больших доходов в местный бюджет. План приватизации сегодня включает муниципальные объекты ЖКХ, которые менее привлекательны для инвесторов. Хотя, если разобраться, реализация тепла в нашем холодном климате такой же бизнес, как продажа нефти.

– Большая проблема России – коррупция. В вашем регионе, мы слышали, ее практически нет. Может быть, дадите какие-то рекомендации, как ее искоренить?

– Наверное, я погорячился бы, сказав, что у нас нет коррупции. Она есть везде, где есть холодные сердца чиновников. Штрафы для тех, кто берет взятки, как предложил президент, не решат вопрос. Это должна быть широкомасштабная операция, в которой участвуют не только власть и органы внутренних дел, но в первую очередь – люди. А люди у нас боятся об этом говорить – вот еще в чем проблема.

– Может, это проблема идеологии? Из политического лексикона ушли понятия «долг», «служение Отечеству».

– Согласен. Нам нужно воспитать соответствующим образом детей. Моей старшей дочери 18 лет, сыну – 12 и младшей девочке 5 лет. Подросток, понятно, уже усвоил негатив. А теми, кто младше, надо заниматься. Мы не должны упустить это поколение.

– У губернатора Неёлова было хобби – голуби. А чем Вы увлекаетесь?

– Охотой, рыбалкой. Но на это у меня сейчас мало времени. Я собираю минералы, потому что по образованию геофизик. Когда достаешь камни, рассматриваешь их, это успокаивает. В них есть нечто такое, что Господь скрыл от глаз человека. В них красота, которая спасет мир.

– Есть ли на Ямале бомжи?

– У нас много теплотрасс, там встречаются такие люди, но это, как правило, приезжие. На Ямале стараются окружить заботой незащищенные слои населения. В каждом доступном месте должны быть социальная лавка, магазин, где пенсионеры, в том числе и та категория людей, о которой вы говорите, могли бы купить продукты, товары первой необходимости по доступной цене. В округе достаточно денег, чтобы эти вопросы решить и больше их не поднимать.

– В вашей жизни были периоды, когда у вас не было денег?

– Да, были.

– Дмитрий Николаевич, у вас трое детей. Скажите, когда-нибудь станет модным быть многодетным?

– Не знаю, можно ли многодетность назвать модой. Таких мам, которые рожают и в тяжелейших условиях воспитывают детей, хотя для многодетных делается немало, я называю патриотами страны. Среди них есть даже одиночки. Они не боятся взять на себя груз ответственности. Как правило, в таких семьях дети просто замечательные.

Сегодня происходит утечка мозгов за рубеж. К сожалению, мы пока не способны остановить этот процесс. Но здесь, как говорится, палка о двух концах. Уезжая в другие страны, молодые люди несут туда нашу культуру, нашу мораль. Поэтому с младых ногтей надо прививать детям любовь к Родине. Патриотизм впитывается с молоком матери. Нам нужно иметь за рубежом истинных патриотов, которые, получив образование, профессионально состоявшись, возможно, вернутся в Россию. Но здесь уже многое зависит от нас.


678