Как тебе служится, солдат?
Шуршит синтетикой гражданских курток очередь. Разговаривают молодые люди тихо, даже немного тревожно. Тут и там слышатся описания невообразимых, нечеловеческих тягот воинской службы. И вдруг – все замолкают. И завороженно смотрят на проходящего мимо паренька. В его руке соблазнительно краснеет военный билет. Юноша уверенно шагает по коридору, распахивает дверь и исчезает. Счастливый обладатель корочек пошел в светлое гражданское будущее, провожаемый десятками завидующих глаз. Этим парням еще предстоит служить.
Мамино плечо
В воскресное утро на КПП одной из тюменских частей немноголюдно. В комнате для посетителей сидит женщина. В глазах матери – надежда на встречу.
– Мальчик мой, Сашенька, как ты изменился! Возмужал, повзрослел! А мы вот с отцом продали машину, достроили дачу, ремонт начали в квартире. Вернешься домой и не узнаешь. Как ты здесь? Тебе не холодно? Привезти теплые носочки в следующий раз? А… у тебя портянки? А в них не продувает? Как же ты вырос!
Молодой солдат, которому недавно исполнилось двадцать четыре года, вытирает слезы матери. Он не особо разговорчив. Мать замечает, как изменились Сашины глаза. Она поражается, как вообще за такое короткое время он изменился.
– А вчера, мама, я взял книгу в библиотеке. Простой детектив, легко читается, – рассказывает сын.
Жаловаться на свою тяжелую долю ему воспрещается. И он расспрашивает мать о том, что там, на гражданке. Они вспоминают его детские годы. Мама всегда была рядом с ним – водила в садик, в школу, помогла поступить в университет, провожала в армию.… В одно мгновение оба замолчали. Перед ней был уже не ее любимый сынуля Санечка, а Александр. Они сидели, прижавшись друг к другу, понимая, что следующая их встреча будет еще не скоро.
Дождалась бы!
А за соседним столиком своего друга ожидает Алиса. Режим у солдат строгий: приезд гостей не изменяет общий порядок. На КПП сказали: он в наряде. Что означало это непонятное слово – девушка даже не догадывалась.
Она встретила его, обняла. На его груди красовалась надпись «воин-спортсмен». Гордость переполняет ее – Костя не только быстро привык к армии, но и за рекордно короткие сроки сумел дослужиться до ефрейтора. Начальство хвалит и ценит его.
– Сначала было, как и всем, трудно. Пришлось привыкать к жизни по уставу. В армии самое главное – правильно себя поставить. Мне пришлось проявить характер и заставить себя уважать. Армия – иная форма жизни, кнопка «пауза». Гражданка начинает казаться сном, ты привыкаешь к этому, казалось бы, дикому укладу. Понимаешь, что это твоя обязанность и скоро вернешься на гражданку. Если у тебя есть интеллектуальный багаж, если ты коммуникабелен, в армии у тебя будет все в порядке. А если участвуешь в художественной самодеятельности – то вообще замечательно, – захлебываясь, говорит парень.
Алиса многого не понимала. Но восторженное настроение молодого человека радовало ее, как никогда.
– А ты получал мои письма? Я писала тебе о том, как живу, фотографии отправляла…
Из кармана шинели солдат достал фото, аккуратно сложенное в платок. Ее улыбка стала подарком за преданность. Костя так соскучился по этим ямочкам на игривых девичьих щечках. Разлука с любимой – самое сложное испытание для солдата…
Ему осталось служить всего шесть месяцев. «180 дней до приказа» – обратный отсчет не за горами. Будут и «дембельская каша» (обычное печенье «Юбилейное» толчется в мелкую крошку и перемешивается с вареной сгущенкой), и подарки от служивых, и настоящие проводы. Все это впереди у солдат и тех, кто их ждет.



