169 тюменских ветеранов благодаря господдержке в этом году улучшили свои жилищные условия
Ветерану Великой Отечественной войны Феоктисту Александровичу Салмину – 86 лет. За эти годы довелось ему пожить и в Сибири, и в Украине. Снова вернуться в Тюменскую область, на родную Ялуторовскую землю, где родился. Потом переехать в Тюмень. Говорит, что собственной благоустроенной квартиры у него никогда не было. А в этом году городская администрация предоставила ему комфортное жилье в красивом кирпичном доме с овальными лоджиями, и практически в центре – на улице Энергетиков.
Феоктист Александрович вспоминает:
– К Дню Победы квартиры дали пятерым ветеранам войны, и мне в том числе. Как и обещал российский президент. Встал на очередь на улучшение жилищных условий ещё в 2008 году. А нынче, в апреле, пришел в городское управление жилищной политики – мне дали ключ, и я поехал по указанному адресу. Правда, в этом доме бывал уже много раз: сосед мой по даче, тоже ветеран войны, Рем Никифорович Евтеев, раньше получил здесь квартиру.
Счастливый новосел с гордостью показывает свои хоромы:
– Тридцать семь квадратных метров, не считая лоджии! С полной отделкой: и стены, и пол, и потолок – всё строители сработали. Пришел в готовую для жилья квартиру. Обратите внимание – прихожая какая просторная. А комната! Пойдемте, я вам еще кухню покажу и лоджию. И кухня, как видите, немаленькая. По лоджии гулять можно – большая! А застеклить её мастеров приглашал.
И даже в ванную завел меня довольный своим новым жильем пенсионер. И здесь есть где развернуться. В квартире чистота и порядок – ни пылинки на полу, всё на своих местах. Убирается хозяин сам. Впрочем, мусорить особо некому – живет один. Сам себе готовит на своей аккуратной кухне со светлым гарнитуром. Сегодня на рынок за мясом ходил, будет вкусный ужин. Стирает машина-автомат. Силы уже не те, но руки работу не забыли. Сам «сверлил стены», чтобы зеркало, мыльницу, вешалки повесить. Сам выключатель и розетку установил. Показал мебель, которую купил специально для новой квартиры – шкаф с зеркалом, обеденный стол и тумбочку под телевизор. Рассказывает: сплю в кресле, а диван держу для гостей. Правда, в последнее время они редко заглядывают, поэтому моему визиту рад. Принес толстый альбом. Фотоснимки наклеены с особой тщательностью. И черно-белые, и уже современные – цветные. На них – многочисленные близкие и друзья: на работе, дома, в школе, на отдыхе, на свадьбе… Многих уж нет в живых, а я еще живу, замечает хозяин, всматриваясь в дорогие лица. Глаза видят плохо, под рукой всегда лупа. С ее помощью и газеты читает.
Квартиру я одобрила, что польстило хозяину. Пожелала здоровья – было бы несправедливо болеть, надо пожить в таком благоденствии, с чем Феоктист Александрович согласен: «Буду держаться, сколько Бог даст».
А поговорим о войне, предложила я. И в эту уютную, теплую, светлую комнату ворвалось грозное прошлое. Я слушала, и мне не верилось, что этот старый человек был когда-то шустрым девятнадцатилетним пареньком и стрелял в немцев. Учился на минометчика, а потом возглавил отделение. Однажды пошел в разведку и наткнулся на засаду. На Курской дуге «врага в глаза видел». Смерть заигрывала с ним, но каждый раз его спасало чудо. Это мать в далекой сибирской деревне молилась за своего Феоктиста так, что он уцелел. При воспоминании о матери по морщинистой щеке его покатилась слеза. Видно, вспомнил он не только материнские мольбы, но и свое голодное детство без отца, в большой семье. Как подростком работал в колхозе, получая на трудодни «высейки из-под комбайна». Можно было и булку хлеба взять на местной пекарне «под расчет», когда невмоготу хотелось есть и самому, и братьям, и сестре. Однажды из-за этого хлеба остался ещё и должен, хотя работал целый месяц. Восстанавливал завод в Краматорске, который вернулся из эвакуации на Урал. Двенадцать лет «оттрубил» молотобойцем, вручную. Потом работал кузнецом. Был и грузчиком, и сантехником. «Образование-то всего четыре класса. Руками всё работал», – пояснил Феоктист Александрович. Когда-то его фото висело на заводской Доске почета, а имя было записано в Книгу Трудовой славы предприятия. Солдат Салмин награжден орденом Великой Отечественной войны второй степени и медалью «За победу над Германией».
В новом доме на улице Зелинского получил благоустроенную квартиру ветеран войны Александр Николаевич Саляев. Хотела и его навестить, посмотреть, как устроился новосел, да домашние сказали: «Деда дома нет, в баню пошел. Говорит: «Ванная в квартире – дело хорошее, но баня привычнее и полезнее». Живите, дорогие ветераны! Здоровья вам и спасибо за Великую Победу!
В управлении жилищной политики городской администрации узнала, что этот юбилейный победный год был для тюменских ветеранов войны особенно «урожайным» – они получили 72 квартиры, 11 из которых предоставил муниципалитет, остальные – область. До конца года ещё семь участников Великой Отечественной станут новоселами. А 108 человек получили свидетельства на предоставление социальной выплаты, то есть им выделены деньги – по миллиону 168 тысяч рублей – на приобретение жилья, причем сразу в собственность. 97 ветеранов уже реализовали свое право. (Для справки: предоставляется ветеранам и муниципальное жилье – к примеру, такая квартира у Феоктиста Александровича Салмина). Дополнительно подал заявление на соцвыплату ещё 21 ветеран, уже поступили деньги на покупку жилых помещений. Сравните: в 2008-2009 году квартир было предоставлено 34, а деньги на приобретение жилья получили 59 ветеранов.
Чиновник управления жилищной политики Евгений Костин рассказал:
– Все участники-инвалиды Великой Отечественной войны, поставленные на учет до первого января 2005 года, жильем обеспечены. На 29 ноября на учете стоят 105 тюменских ветеранов, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. 76 из них – это вдовы участников-инвалидов войны, два жителя блокадного Ленинграда, награжденные соответствующим знаком, и только 27 человек – собственно ветераны войны, поставленные на учет после первого мая этого года.



