В 2010 году планируется переселить из непригодного жилья 1260 тюменцев
Красивые и талантливые дети у Нины Владимировны Семисыновой. Дочь Олеся – журналист, сын Евгений – студент ТюмГУ, будущий геоэколог. В феврале в этой семье был повод для большой радости – новоселье. Она приобрела трехкомнатную благоустроенную квартиру, став участником региональной программы переселения из непригодного жилья.
Это второе новоселье в жизни Семисыновых. Первое было более десяти лет назад, когда переехали из северного таежного поселка в Тюмень. Как раз в канун знаменитого российского дефолта купили тридцатидвухметровую квартирку в кирпичном бараке на пять семей, построенном еще в тридцатые годы. Сделка состоялась на взаимном доверии. Из рук в руки передали деньги бывшему хозяину (даже не всю сумму, а аванс), зашли и стали жить. Случись это чуть позже – остались бы и без средств, и без жилплощади. Квартира оказалась холодная, сырая – ложась спать, мать и дети тепло одевались. И удобств никаких – отопление печное, вода в водоразборной колонке, туалет на улице, электричество с перебоями. Но у этого старого жилья было два неоспоримых преимущества. Во-первых, в областном центре! А во-вторых, это был почти свой дом – с оградой, двориком, скамеечкой! Правда, особо рассиживать не приходилось. Мама и дочь работали. Олеся еще и училась в университете. Сын ходил в школу.
Нина – мудрая женщина, ее девиз: «Принимай от жизни то, что есть». Олеся разделяет эту точку зрения и благодарит судьбу:
– Нам очень повезло – и тогда, когда заселились в барак, и сейчас. Ведь прошло всего двенадцать лет после приезда в Тюмень, и мы – благодаря господдержке – имеем свою благоустроенную квартиру. Многие люди ждут улучшения жилищных условий десятки лет.
Я искренне рада за эту семью. (На мой взгляд, крыша над головой – это предмет первой необходимости для любого человека, но исторически он сам сделал жилье предметом купли-продажи. Эх, были же времена, когда дом для семьи строили всем миром и совершенно бесплатно, разве что за приятное угощение!). Мы сидим с Ниной на кухне, пьем кофе и беседуем о том, каким образом свалилось трехкомнатное счастье на голову Семисыновых, за которое они ежемесячно платят столько же (жилищно-коммунальные услуги), сколько тратили на отопление своей бывшей хибары. Сравнения никакого. Здесь горячая и холодная вода, центральное отопление, канализация. Шестьдесят квадратных метров, и у каждого – свое жизненное пространство! Уже полгода прошло, но не перестают удивляться, как умудрялись втроем ютиться в одной комнате.
– А дело было так, – поведала Нина Владимировна. – Два года назад всем жителям улицы Воронинской, 39 (в том числе и нам) пришли уведомления из городской администрации, где говорилось: приводите в порядок документы на квартиры, ваш дом будет сноситься по программе переселения из аварийного и ветхого жилья. Техпаспорт и другие «бумаги» на квартиру я и раньше пыталась оформить, но то времени, то денег не было, то терпения не хватало выстоять очередь в «присутственных местах». Дело усложнялось тем, что требовалось в судебном порядке узаконить стародавнюю перепланировку. А тут вплотную взялась. Двадцать пять тысяч рублей на все про все ушло. В прошлом году из городского управления жилищной политики снова пришло напоминание: сдавайте документы – в августе будут деньги на приобретение жилья. Оценили наши «апартаменты» в миллион 556 тысяч рублей. Мы понимали, что этих денег на покупку трехкомнатной квартиры не хватит, но договор подписали. Многие из соседей не согласились с результатами оценки. Такой ор начался: «У нас ямы, гаражи, помимо квартир!». Мы ничего не требовали – и вдруг пришло известие: сумму увеличили до двух миллионов четырехсот тысяч рублей. Завела сберкнижку – деньги поступили на счет. Узнала об этом в ноябре. То-то было радости. В начале декабря стала подыскивать через агентство недвижимости подходящий вариант жилья. Можно было, конечно, повыбирать, посмотреть не только на вторичном, но и на первичном рынке, но чиновники торопили. Отчитываться им надо было. Эта квартира в кирпичном доме на улице Газовиков нам приглянулась больше других. На ней и остановились. В конце января купили ее, а в марте прописались. Двести тысяч рублей еще осталось. Хватило и на оформление документов, и на оплату риелторских услуг, и на ремонт кухни, ванной и туалета. Выровняли стены, сделали стяжку, положили плитку, наклеили обои. Три двери поменяли, купили диван, а главное – электроплиту и стиральную машину-автомат, ведь здесь проблем с подачей электроэнергии нет.
К разговору присоединяется Олеся:
– Нужен ремонт в комнатах и в первую очередь в коридоре – пол здесь неровный, линолеум страшненький. Но ничего, поживем пока и так. Накопим денежек – наведем порядок. Главное, что теперь у нас есть нормальная квартира. Это такое счастье! Спасибо правительству области!
Семисыновы очень беспокоятся за свою соседку Антонину Авдееву, она единственная осталась в старом доме…
Заместитель начальника управления жилищной политики города Тюмени Людмила Шевелева пояснила:
– Жильцов этого дома и соседних с ним расселяем по региональной адресной программе. По приказу Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области двадцать пять жилых помещений, предназначенных для переселения, передаются в муниципальную собственность (для тех, у кого жилье было не приватизировано). Исполнение намечено до конца года, но планируем всех переселить раньше. Никто на зиму в старых домах не останется.
Как рассказала Людмила Михайловна, в регионе существует 12 программ по переселению граждан из непригодного жилья. С 2007 по 2009 год в Тюмени в целях многоэтажного жилищного строительства было снесено 35 муниципальных домов, отнесенных к категориям ветхих и аварийных. Таким образом, 1265 горожан смогли улучшить свои жилищные условия.
На первое января этого года в реестре непригодного для проживания муниципального жилфонда числилось 1036 домов, в которых обитает 18150 человек. Ликвидируется такое жилье с помощью бюджетного финансирования, которым воспользовалась семья Семисыновых, девять семей дома № 92 по Московскому тракту и десятки других людей. Для этого разработаны федеральные и областные программы по переселению и реконструкции жилья, привлечению частных инвестиций, в том числе путем развития застроенных территорий. В частности, в Тюмени переселение граждан из непригодного жилья осуществляется по областным целевым программам – «Сотрудничество» и «Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства», а также за счет средств госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, регионального фонда софинансирования расходов, местного бюджета и внебюджетных источников. С 2006 по 2009 год было выделено более 1,8 миллиарда рублей. В этом году планируется переселить из непригодного жилья 1260 человек. И тем не менее, говорят аналитики, чтобы полностью ликвидировать в областном центре аварийное жилье, понадобится около пятнадцати лет. Утвержденная городской Думой на 2009-2012 год концепция капремонта многоквартирных домов позволяет хотя бы надеяться, что ветхих и аварийных зданий в Тюмени не прибавится.
Обратила внимание на подъезд в доме Семисыновых – облупившаяся краска лоскутами свисает со стен, лифт обшарпанный, дребезжит. Это одна из первых кирпичных многоэтажек Заречья, и, наверное, она тоже нуждается в капремонте. В косметическом – точно. Об этом давно пора позаботиться здешней управляющей компании. А с улицы дом смотрится неплохо. И двор довольно уютный, зеленый, есть спортивная и детская площадки.
…Идет работа по переселению граждан из непригодного жилья в Тобольске. Его здесь много. В 2008 году по двум программам было расселено 127 семей, выделены средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение 225 семей, проживающих в тридцати аварийных домах. В этом году расселению подлежат 95 семей. В конце 2009-го Тобольску была предоставлена субсидия из регионального фонда софинансирования расходов на приобретение жилых помещений для пятнадцати семей, планируется сделать это до конца текущего года. А в нынешнем марте в ГУС и ЖКХ ТО направлена заявка на получение финансовой поддержки для расселения 46 аварийных домов, в которых проживает 424 семьи. Всего на первое января этого года в городе на Иртыше числился 241 непригодный для проживания дом, 2149 семей нуждаются в улучшении жилищных условий.



