Война и хлеб неразделимы

В случае пленения было запрещено говорить о количестве выпекаемых булок, чтобы немцы не определили численность нашей армии

Уже 65 лет прошло со дня Великой Победы, но сколько еще неоткрытых страниц в этой скорбной книге! История жизни Александры Федоровны Савельевой – одна из них.

Энергичная старушка с добрым лицом и звонким, не по годам, голосом скромно проживает сейчас в районе Лесобазы. Из квартиры выходит изредка – ноги подводят. И мало кто знает, что когда-то ее руки месили тесто и пекли хлеб на переднем крае фронта. Именно там поговорка «Хлеб – всему голова» приобретала самый глубокий смысл.

Девочка Саша родилась в 1925 году в 80 км от города Ржева, что в Тверской области. Училась в сельской школе, а в 16 лет уже работала в столовой при торфоразработках.

С началом войны девчонку в числе других отправили рыть окопы вокруг Москвы для противотанковой обороны. Когда пешком вернулась в родную деревню, её уже заняли немцы. Они разместились во всех сельских домах, поэтому семья Саши переселилась в овин. Заметно волнуясь, Александра Федоровна вспоминает:

– Немец спросил маму: «Это партизан?» – «Нет-нет, это моя дочка». Потом немцы собрали всю молодежь и повезли на станцию, чтобы отправить в Германию. К счастью, вагонов оказалось меньше, чем пленных. В суматохе несколько человек, включая меня, сбежали. Мы пошли в леса искать партизан, но не нашли.

Пришлось Саше вернуться в родную деревню. А в отчий дом попала бомба. Была зима: ни еды, ни крыши над головой. Вспомнила, что в начале войны родители закопали в землю мешок с продуктами. Ночью она нашла его, но только взвалила на плечи, немцы тут как тут. Привели в штаб, а там, у крыльца, трое убитых солдат лежат в маскхалатах, с красными звездами на шапках.

– Повели меня и еще нескольких человек за деревню расстреливать, – продолжает моя собеседница, – снега по колено, но от страха не чувствую холода. И тут мне вторично повезло – немцы выстрелили в воздух. Мы рассыпались, как горох, кто куда.

С приходом Советской Армии Александру определили в госпиталь. Ухаживала за ранеными, писала от их имени письма на родину. И сейчас помнит двоих из своих подопечных – один солдатик был без обеих рук, а другой – без ноги. От запаха крови и незаживающих ран кружилась голова.

В то время формировали 135-ю пехотную дивизию, и нашу героиню направили работать в 410-ю пекарню. Даже в мирное время не каждая хозяйка испечет вкусный хлеб, а представьте фронтовую походную обстановку, когда авторота, в составе которой была пекарня, продвигается вместе с линией фронта по следу противника и трупам убитых.

Александра Федоровна продолжает:

– В больших емкостях замешивали опару – мешок муки и ведро дрожжей заливали водой. Потом месили тесто и формовали хлеб. Все делали вручную, сама удивляюсь, откуда силы брали, ведь и мешки с мукой таскали, и воду «добывали», не известно, где, и вымешивали огромный объем теста. На каждого солдата полагалась булка весом от 0,9 до 1 кг. Выпекали 20 тонн и круглосуточно отгружали воинским подразделениям дивизии. Работать приходилось в две смены по 12 часов. Солдаты хлеб всегда хвалили, особенно хорош он был из американской муки. Командир пекарни Федор Алексеевич давал нам наставления: «Если вдруг в плен попадете, не говорите немцам, сколько хлеба мы выпекаем. Эта информация расскажет им о нашей численности».

После смены не всегда удавалось передохнуть, потому что фронт двигался и все хлебное хозяйство нужно было грузить на автомашины.

Когда из блокадного Ленинграда по Ладоге привезли женщин на подмогу, стало легче. Так и шла Александра вместе с дивизией по освобождаемым территориям: через Украину, Белоруссию, Польшу, Прибалтику. Она перенесла контузию, но после госпиталя вновь вернулась в пекарню.

После окончания войны поехала на Украину (мама погибла под бомбежкой, и отчего дома не было). На танцах познакомилась с бывшим военным дирижером и прожила с ним в ладу и мире 41 год. Супруг был родом из Тюмени и в 1947 году привез молодую жену в родной город. По профессии – инженер-строитель мостов, в свободное время он играл на трубе и руководил духовым оркестром при кинотеатре «Темп». Александра Федоровна работала закройщиком в ателье «Людмила».

С нескрываемой болью говорит мать о недавней смерти единственного сына. Врач МВД, шахматист, он ушел из жизни рано – в 61 год. Скрадывают одиночество Савельевой внук, ставший геофизиком, и внучка – архитектор, которые часто навещают бабушку. Она говорит о них гордо и с нежностью. Много лет Александра Федоровна является членом женского клуба «Фронтовичка». Председатель клуба П.Н. Алексеева раньше часто собирала женщин вместе за чашкой чая. Но сегодня немногие могут похвалиться здоровьем, и поэтому встречи все реже. Однако школьники сами приходят к Савельевой домой. Ребятня с интересом рассматривает многочисленные награды: ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Белоруссии», «За освобождение Украины».

Александра Федоровна на жизнь жаловаться не любит.

– Спасибо, государство не обижает. Вот плиту на кухне обещали заменить. Депутат А.М. Селезнева сказала выбрать в магазине, – пальцы шевелят край шали, словно и сейчас ищут работы.

Недавно Александре Федоровне исполнилось 85 лет. С юбилеем вас, живите долго!


186