Игра в дурака

153-й сезон в Тюменском драматическом театре открылся премьерами двух французских комедий. На большой сцене показали “Ужин дураков” по пьесе Франсиса Вебера, на малой – водевиль “Убийство на улице Лурсин” классика Эжена Лабиша в постановке парижанина Жака Венсея (см. “ТП” от 30 сентября).

А дураков на ужин пригласил главный режиссер драмтеатра Александр Цодиков. Комедию Вебера он выбрал за то, что она не только смешна, но и трогает чувства, даже производит легкую встряску в мыслях, заставляя оглянуться по сторонам, лишний раз осознать, что мы живем в безумном мире, и задаться вопросом: а какие мы на самом деле – по природе своей, в глубине души, под мутными наносами жизненного опыта…

Драматург, сценарист, кинорежиссер Франсис Вебер – признанный мастер смеха сквозь слезы. Еще в 80-е его фильмы стали эталоном истинно французской комедии:   “Высокий блондин в черном ботинке”, “Игрушка”, “Невезучие”, “Беглецы”, “Папаши”… Говорят, позже он увлекся созданием ремейков собственных картин для американской аудитории, и “Ужин дураков” (сначала театральная постановка, затем кинофильм) ознаменовал его возвращение на родную почву. Еще говорят, будто эту пьесу Вебер написал специально для российского режиссера Леонида Трушкина – спектакль с Геннадием Хазановым в главной роли получил имя “Ужин с дураком”. Фильм Вебера в отечественном прокате несуразно нарекли “Вечеринкой с придурками”. Александр Цодиков вернулся к авторскому названию, намекая: в дураках может оказаться любой, даже тот, кто мнит себя умником и поглядывает на других свысока.

Именно таков Пьер Брошан (артист Сергей Скобелев), преуспевающий столичный издатель, пресыщенный эстет. У него есть все: красавица жена, шикарная квартира, начиненная автоматикой (сценография Алексея Паненкова), дивная коллекция произведений искусства и марочных вин. Разнообразие жизни придает особая потеха – еженедельный ужин в компании приятелей и специально приглашенного чудака-недотепы. Последний, разумеется, не подозревает об отведенной ему роли посмешища, что придает развлечению особую пикантность. Между посвященными идет соревнование – кто сумеет раздобыть самого колоритного, самого нелепого простофилю. У Брошана есть шанс затмить всех: его познакомили с очень перспективным кандидатом в дураки. Вот-вот некто Франсуа Пиньон (артист Сергей Кутьмин), скромный бухгалтер Министерства финансов, позвонит в дверь, и Брошан поведет его на ужин, дабы снискать заслуженные лавры открывателя первостатейного дурня.

Но даже жестокий шутник, мнящий себя хозяином жизни, не застрахован от приступа радикулита. Врач (артист Андрей Волошенко) запретил Пьеру выходить из дома – значит, ужин придется перенести. Не беда. Главное, в руки Брошану угодил воистину ценный экземпляр. Всем дуракам дурак. Строит из спичек макеты архитектурных сооружений, говорит невпопад, дежурные слова принимает за чистую монету, без конца попадает впросак и готов излить душу всякому, кто подставит ухо. Жена сбежала от него, как водится, с лучшим другом. Еще бы не сбежать от такого, как Пиньон!..

И тут будто гром среди ясного неба: сбежать можно и от такого, как Брошан, делового, расчетливого, светского. В одно мгновение самоуверенный циник превращается в несчастного, страдающего человека. Он жаждет вернуть Кристину (артистка Наталья Никулина), и Пиньон всем сердцем рад помочь новому знакомцу. Но за что бы он ни брался, все у него – а теперь и у Брошана – идет наперекосяк. Каждый шаг наивного и доверчивого Франсуа обрушивает на ловкача Пьера очередной шквал проблем. Ведь дурак Пиньон не подозревает, что благополучие умных людей строится на хитростях и уловках.

Именно так Брошан пытается одолеть нежданные напасти – с помощью притворства, обмана, бесцеремонного напора. И, конечно, делает только хуже. Он больше не управляет событиями – его судьба во власти дурацкой планиды Пиньона. В квартире Брошана появляются его отвергнутая любовница Марлен (артистка Ольга Ульянова) и очень въедливый налоговый инспектор мсье Шеваль (артист Владимир Ващенко), которому, кстати, тоже предстоит почувствовать себя дураком, и за это он намерен отплатить Пьеру сполна... Правда, благодаря Франсуа Брошан помирился с Жюстом Лебланом (артист Сергей Осинцев), старым другом, у которого два года назад увел Кристину, и Жюст примчался – то ли и правда помочь, то ли позлорадствовать… В довершение всего Пиньону наконец открывают глаза: для Брошана и ему подобных он просто клоун, цирковой медведь. “Сегодня вы отплатили мне за всех дураков на свете!” – в сердцах бросает ему раздавленный Пьер.

Пиньон обижен, Пиньону жаль себя, но еще больше ему жаль Пьера Брошана, который доходит уже до того, что сам записывается в дураки, а в простодушии Пиньона открывает высшую мудрость. На его глазах искренность и доброе сердце творят чудо. Почти творят. Надо только сделать над собой усилие и приврать самую малость… Но дурак есть дурак. Он не умеет долго притворяться умным. И, конечно же, в самом конце он снова все испортит.


188