Французский сны

Состояние творчества – ещё одна тема, к которой в своих картинах обращается художница

Художница Ольга Трофимова полагает себя человеком не слишком оригинальным – потому что любит Францию. Нынешним летом из очередной поездки в страну Ренуара и Сезанна она привезла свежие акварели. Вместе с другими, близкими по духу, работами их оказалось как раз довольно для небольшой вы­ставки “Знаки внимания”, которая открылась в экспозиционном зале Тюменского отделения Союза художников на Холодильной, 124.

Ольга Трофимова уверена: любовь к Франции для художника – состояние абсолютно естественное. “В процессе познания мира каждый художник любит Францию. Даже если живет в другом месте и никогда не выезжал за границы собственной родины”. Именно так, издалека, она сама, еще студенткой училища искусств, окунулась в удивительный красочный мир французской живописи: “Франция возникла неотвратимо, как “Письма Ван Гога”, присела на краешек русской табуретки и превратила каждое слово в картину”. Брак, Утрилло, Модильяни, Дерен, Шагал “сотрясали чувства”. Казалось, лучистая палитра и пронзительная светотень их картин рождены единственно внутренним видением, потому что в реальности ничего подобного существовать не может. “Но первое путешествие во Францию обнаружило, что они ничего не придумали! Что там, как ни странно, именно такая светотень и цвет на солнце просто сверкает, приближаясь к национальным шедеврам живописи…”.

Нынешний год очень кстати объявлен Годом Франции в России – хороший повод для выставки. Повод вспомнить первое открытие страны-музея, страны-памятника в изумительных декорациях южной природы, а затем настоящее постижение Франции – благодаря знакомству с милыми, приветливыми людьми, их “простым и душевном бытием”. Выставка стала знаком признательности “маленькой и в то же время бескрайней стране живописи, красоты и друзей”.

2Франция – это обязательно Париж с его знаменитыми кварталами, улицами, кафе, где сиживали, едва ли не локоть к локтю, гении разных времен и народов, где среди неумолчного кипения жизни, сиюминутной, быстрой, жадной, разноплеменной, пестрой, поэтичной даже в натурализме блуждают тени великих и без конца повторяются сценки и мотивы, дарившие вдохновение поколениям творцов. Вот еще одна тема, к которой обращается Ольга Трофимова: “Мне хочется за­тронуть и вытащить на свет божий очень важное состояние человека – состояние творчества. Состояние художника, музыканта, писателя. Состояние творчества в жизни”. В ее картинах – послание любимым французским живописцам, литературные реминисценции, возвышенность повседневного и конкретика лиричного. Фантазийные образы, уводящие в историю искусств, в романтические баллады и мечтательные, философичные сказки. Натюрморты, в которых любование внешними чертами материального мира побуждает к проникновению в его внутреннюю суть.

Истинно французский дом – это белые стены, старинная мебель и вещи с родословной. “Когда туда попадает русский человек из Тюмени, он начинает бешено метаться по комнатам и думать: ах, какой чайник, ах, какой секстант, ах, деревянная расписная лошадка. Это жизнь семьи. Огромное количество раритетных предметов”. Хотя семья обосновалась в доме всего несколько лет назад, он уже пропитан историей, его корни глубоко вросли в плодородную галльскую почву.

Художницу очаровали вещи, несущие на себе печать прожитых лет, личности владельца. “Я схвачу один предмет, притащу другой, а потом выясняется, что это фамильный чайник мамы… И получилось так, что я невольно сделала три натюрморта”. Один посвятила Катрин, матери своей подруги Суазик, другой – Кристофу, ее отцу, третий – младшему брату Вильяму, студенту, на каникулах живущему дома, как сыр в масле… Закончив, попросила Суазик подыскать к каждому натюрморту стихи, которые ассоциировались бы у нее с образами близких, и вписала в картины отрывки стихов французских поэтов. “Получились русско-французские реплики на темы людей, дома, событий, отношений”. А портрет самой Суазик (“Очень красивый”, – вздыхает искусствовед Ирина Яблокова), конечно же, остался во Франции – как подарок…

В один прекрасный день Ольга Трофимова отправилась на берег Сены – рисовать. Внезапно поднявшийся ветер опрокинул в воду и мольберт, и краски, и карандаши, оставив их обладательницу в испуге и растерянности. Вдруг из воды показалась голова в шлеме… и французский водолаз положил к ногам ошеломленной художницы вещи, старательно выловленные в непрозрачных водах Сены. Бывает ли на свете такое везение? Бывает, уверена искусствовед Вера Субботина, которая и поведала эту историю: “Если по-доброму относиться к миру, то и мир ответит добром”.

Выставка представляет лишь малую часть творчества Ольги Трофимовой. Художник Михаил Гардубей, ее коллега по колледжу искусств, перечисляет недостающее: “Ольга – живописец, Ольга – график, Ольга – театральный художник, Ольга – журналист, Ольга – путешественник…”. Председатель Тюменского отделения Союза художников Александр Новик отмечает в ней очень ценное, не частое даже у профессионала качество – “чувство белого листа, который она умеет заставить работать материально или пространственно”.

Должно быть, именно чуткое восприятие цвета придает остроту ее французским впечатлениям. Она влюблена в Бретань, в чудесное сочетание глубоких оттенков синевы с фактурой старинных стен и прибрежных камней, с шумом моря и совершенно особенной жизнью портового города Сен-Мало, которую человеку со стороны никогда до конца не постичь. “Мы можем только упасть в обморок от красоты, очнуться и уехать домой, чтобы потом видеть все это во сне…”

 

* * *

“Знаки внимания” Ольги Трофимовой поселились на первом этаже экспозиционного зала. Расположенную над ним галерею заняла благотворительная вы­ставка работ других тюменских авторов. Средства, вырученные от продажи картин, пойдут на лечение годовалого Артема Белова из Петербурга. Малыш страдает тяжелой и редкой болезнью – синдромом Краббе. Спасти его берутся только в Израиле, но это очень дорого…


88