МОЖЕТ, ЗАЙМЁМСЯ СОЦИАЛЬНЫМ?

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Социальное предпринимательство становится все популярней. Вырасти за год на треть – впечатляющий показатель.

Но почему государству и обществу выгодно развитие социального предпринимательства? Это позволяет эффективно и точечно решить множество социальных проблем без постоянной бюджетной нагрузки. Социальным предприятиям надо лишь в самом начале или в определенные моменты их развития немного помочь – организационно, консультативно или содействием в грантовом, льготном, кредитном финансировании. А дальше, если дело поставлено правильно, все пойдет само. Социальные предприниматели придумают такие нестандартные способы и методы решения проблем, что у них можно поучиться. Именно такой разговор состоялся на первом в этом году семинаре «Шаг за шагом: социальное предпринимательство», организованном центром «Мой бизнес».

«Шаг за шагом» – это цикл однодневных встреч для всех желающих, образовательная площадка, на которой можно постичь азы, познакомиться с участниками социальных инициатив или получить ответы на вопросы, если они возникли в процессе реализации проекта.

Новичкам объяснят разницу в понятиях: социальное предпринимательство, волонтерство и благотворительность. Миссия у них, конечно, похожая, но предприниматели, хоть они и социальные, в отличие от волонтеров и благотворителей, должны заботиться о прибыли. Что необходимо сделать, чтобы не утонуть в финансово-экономическом море на самом старте?

Первое – определиться, в какой категории социальных предпринимателей планируете выстраивать свою работу. Но чем бы вы ни занимались – обязаны обеспечить занятость граждан, отнесенных к категории социально-уязвимых, то есть инвалидов, пенсионеров, многодетных, малообеспеченных, детей-сирот, осужденных, бездомных. Таких работников на вашем предприятии должно быть не менее двух человек, а их зарплата должна составлять не менее четверти фонда оплаты труда. Согласно статистике, в Тюменской области более 24,5 тысячи нетрудоустроенных инвалидов.

Возьмем, например, тюменский благомагазин «Лафф-ка». В 2019 году, когда предприятие открывалось, они создали всего пять мест для лиц с инвалидностью, сейчас трудоустроено уже 35 человек. Был один магазин, стало – три. В экономических терминах это называется масштабирование.

Вторая категория связана с реализацией товаров и услуг, произведенных гражданами, отнесенными к социально уязвимым. Одно из требований: не менее половины прибыли должно быть направлено на осуществление такой деятельности. Пример тому – предприятие «Эбием», которое в 2016 году начиналось с того, что несколько бабушек решили шить татарские тюбетейки. Ниша оказалась никем не занятая, а спрос постепенно расширялся от узкого круга родных и знакомых до создания собственного бренда и выхода на площадку маркетплейсов.

Еще одна категория социального предпринимательства – производство товаров и услуг, предназначенных для граждан с инвалидностью. Она предполагает открытие предприятий в сфере дополнительного образования, социально-медицинских, соци- ально-психологических, соци- ально-педагогических услуг.

Сам статус социального предпринимателя дает дополнительные финансовые возможности: получение грантовой помощи до 500 тысяч рублей, заема по льготной ставке до 3,75% с залогом или 7,5 % без залога. Кроме того, есть еще возможность оформить микрогранты (их получили уже 16 социальных предприятий на сумму более 10 млн рублей). Предусмотрена и льготная аренда муниципальных помещений, а также инвестиционный заем, если социальное предприятие реализует еще и инвестпроект.

– Со стороны правительства региона делается все возможное, чтобы поддержать социальные предприятия, – подчеркнула Лилия Загваздина, руководитель центра инноваций социальной сферы «Мой бизнес». – Поддержка осуществляется по нескольким направлениям: организационная, консультационная, образовательная, финансовая. Благодаря этому социальным предприятиям удается увеличивать прибыль, создавать новые рабочие места.

Семинар «Шаг за шагом: социальное предпринимательство», который проходил 16 февраля в Конторе пароходства, – не последний, запланировано еще несколько, на которых будут рассмотрены темы продаж, построения личного бренда, социальной франшизы.

НА СНИМКЕ: помощник продавца Стефания Скуратова.

Инна ГОРБУНОВА /фото из личного архива/


57774