КУРС НА КРЕАТИВНОСТЬ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Очередное заседание Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени было посвящено развитию креативных индустрий. Мероприятие прошло в расширенном формате, на него пригласили представителей не только коммерческих организаций, но и некоммерческого сектора. Спикерами выступили глава города Руслан Кухарук, его заместитель Ирина Чудова, директор городского департамента экономики и стратегического развития Сергей Толстых, генеральный директор АНО «ТАРКИ» Алексей Краев и учредитель Агентства развития регионов Татьяна Журавлёва.

Одной из главных тем заседания стала презентация результатов большого исследования, проведённого Тюменским агентством развития креативных индустрий (ТАРКИ) совместно с московским Агентством по развитию регионов. Целью этого проекта было выявление потенциала и возможных точек роста креативных направлений в экономической и социальной жизни Тюмени.

Исследование показало, что по количеству организаций, в учредительных документах которых указаны такие направления деятельности (а это всё, что связано с искусством, технологиями, народными промыслами и ремёслами, модой, образовательными инновациями и тому подобным), и обороту таких организаций по отношению к городской экономике в целом, Тюмень занимает одно из ведущих мест в России. Что удивительно, учитывая такие особенности Западной Сибири, как географическое положение, суровый климат и сложности с транспортной доступностью, что вряд ли способствует экономически эффективному производству и экспортной привлекательности сибирской продукции и товаров, за исключением энергоносителей. Чтобы быть конкурентоспособной, сибирская продукция должна быть уникальна и технологична (в чём и заключается главная задача креативных индустрий). А для региональной и городской экономики жизненно важно всемерно создавать благоприятные условия для производства такого продукта.

– Заседание оставило впечатление, что городские власти уделяют теме развития креативных индустрий очень большое внимание и выбрали это направление в числе приоритетных, – комментирует итоги мероприятия один из его участников, председатель Альянса социально ориентированных НКО Тюменской области Михаил Мельцер. – Объёмы инвестиций, в том числе инфраструктурных, очень впечатляют. Очевидно, что город собирается развиваться в этом направлении. Тюменское Агентство креативных индустрий не ограничивается деятельностью в масштабах области, оно активно пытается представить Тюмень и область на федеральном уроне. ТАРКИ подаёт заявки на крупные гранты, выигрывает их и таким образом приносит в регион немалые деньги для поддержки наших креативных предпринимателей.

Кроме того, на мой взгляд, большим плюсом является то, что агентство не нацелено жёстко на извлечение прибыли. Поэтому некоммерческие общественные организации тоже имеют возможность принимать участие в процессе.

Разумеется, конечной целью является создание сложных продуктов с высокой добавочной стоимостью, которые можно будет выгодно продать. Но при этом есть понимание, что креативные индустрии – это всё же не конвейер и не нефтевышка, а в первую очередь – творческие люди, нацеленные на развитие. И что эволюция гражданских сообществ в источник предпринимательского продукта не просто возможна, но и является одним из центральных направлений в сфере креативных индустрий. Ведь обычный бизнес особого креатива не предусматривает, поскольку в основе чисто коммерческих проектов обычно лежат регламентированные конвейерные бизнес-модели. А креативные индустрии – это всегда уникальный формат.

НА СНИМКЕ: на заседании координационного совета.

Роман БЕЛОУСОВ /фото предоставлено М. Мельцером/


57618