Тюменский госуниверситет объявил набор на две экспресс-программы повышения квалификации. Одна посвящена семейному речевому воспитанию, вторая – применению искусственного интеллекта в работе.
Каждая программа рассчитана на шестнадцать академических часов, обучение дистанционное и бесплатное. Занятия проведут преподаватели ТюмГУ. Онлайн-формат позволит подключить порядка 300–500 человек.
С первых недель и до зрелого возраста
24–25 октября «Ребенок – зеркало семьи. Основы семейного речевого воспитания». Эта программа ориентирована на всех, кто желает помочь ребенку в развитии речи: родителей, воспитателей детского сада или учителей начальной школы.
В основу курса легли современные достижения науки, изучающей формирование и развитие детской речи, а также психолингвистики, психофизиологии, современного языкознания и педагогики.
Для участия не требуется специальной подготовки: достаточно базовых знаний школьного курса русского языка.
– Программа рассчитана на всех, кто готов заниматься ребенком с первых недель жизни и до зрелого возраста, – отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и литературоведения института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Наталья Аксарина.
По ее словам, речевое развитие происходит с двух-трехнедельного возраста, когда ребенок начинает слышать. Специалист уверена, что большинство школьных трудностей обусловлено дефицитом общения в семье. Если в доме говорят неправильно, ребенок будет это воспроизводить.
Еще одна тема – осторожность с ранним обучением чтению. Эксперт считает, что ранний навык чтения не гарантирует успеха и нередко мешает формированию некоторых речевых навыков.
Программа расскажет родителям, как вести тематические беседы, как организовать семейное чтение и его обсуждение, как пополнять словарный запас, развивать фонематический слух и речевой этикет.
Курс состоит из нескольких модулей: взаимосвязь речи и мышления, семейное и школьное речевое воспитание, основы семейного чтения (выбор литературы, организация обсуждений), этапы речевого развития и возрастные компетенции. Отдельный блок будет посвящен развенчанию мифов.
– Например, заменять слова «машина» на «бибика», «яйцо» на «коко» – вредно. Такие суррогаты мешают освоению звуков и впоследствии – грамматики, – говорит Аксарина.
Организаторы честно разграничивают компетенции.
– Программа – не психологическая, а филологическая. Она связана с чтением, и мы будем рекомендовать простые, эффективные методики и приемы работы с детьми, – дополняет коллегу доктор педагогических наук, профессор кафедры Татьяна Обласова.
Чтобы получить удостоверение о повышении квалификации по этой программе, необходимо выполнить итоговую работу на выбор: смоделировать семейную тематическую беседу или разработать план семейного чтения с обсуждением.
От теории к практике за два дня
Вторая программа посвящена изучению ИИ. 1–2 ноября - «Искусственный интеллект для профессиональной деятельности».
– Слушатели познакомятся с базовыми понятиями ИИ и возможностями нейросетей, разберут, как встроить их в повседневную работу. Искусственный интеллект уже сегодня создает тексты, изображения, видео. Главное – правильно формулировать промпт – запрос, чтобы получить именно тот результат, который изначально планируете, – объяснила доцент, заместитель директора института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Наталья Ракитина.
Принять участие в программе могут все, кто пользуется компьютером, планшетом, смартфоном и выходит в интернет. Этого вполне достаточно.
Отдельный блок будет посвящен локальному развертыванию ИИ, например, когда организация желает работать с закрытыми данными в своей инфраструктуре.
Еще одно направление – копилотирование: создание цифровых помощников и ассистентов для учебных и рабочих задач.
Критерий успешного прохождения этой программы: корректно сформулированные промпты, анализ документов с применением ИИ, подготовленные визуальные материалы. По результатам выдается удостоверение установленного образца.