НЕПЯТНИЦА НЕТРИНАДЦАТОЕ (из блокнота писателя)

Красноярск не принимает. Садимся на запасной аэродром в Абакане. За минуточку перед этим первый пилот попросил приготовиться к посадке в красноярском «Емельяново». Бывает. В Красноярске – дичайший туман. Раннее утро. Ранняя осень. Время туманов. Тем более, что рядом вечно парящее просторное Енисейское водохранилище. Садимся. Приземляемся. В Абакане. Сначала изуверски держат в самолёте. Потом просят с вещами на выход. Аэропорт столицы Республики Хакассии (РХ) – редкая затрапеза. Привезли багаж, просят забрать. Неуверенно обещают вылет в 10.30.

У меня стыковой рейс в Тюмень из Красноярского «Емельянова». Время ещё вроде есть, но совсем впритык. Подходит матёрый таксист: «Надо до Емельянова? Такси». Я сатанею: «Какое такси! Мне дальше лететь».

Матёрый успокаивает: «Самолётом – безнадёга. Туман точно до обеда Красноярск не отпустит. Сто раз так бывало. Такси недорого. Успеешь на свой рейс».

Я задумался: «Сколько?»

«Три пятерки».

«А сколько ехать?»

«Четыреста километров. Часа четыре с половинкой».

« Давай. У меня конец посадки в 12.10. Вроде успеваю».

Но тут же матёрый прикидывает: «Нет, на своем драндулете я вряд ли успею!»

«Вот видишь...»

«Давай к Эдику подойдем. У него свежий «Камри». И сам – лихой».

Эдик – не старик, но солидного возраста мужчина, эдак профессионально высокомерен. Тщательно выспрашивает – по минутам.

«Хочешь рискнуть? До 12.00 постараюсь довезти, если по дороге не случится форса и мажора».

« А если?»

« Риск за твой счёт».

Нервничаю. Взвинчен. Мне терять нечего? Может, всё-таки мой борт поднимется вовремя? Успеем в «Емельяново» и быстренько в Тюмень? Но три часа свирепствовать от неопределенности в замызганном аэропорту...

«Эта «Камри»?»

« Садитесь».

У первой заправки молодая автокорова минут пять – секунда за секундой – возится со шлангом. Хорошенький старт. На взводе.

« Ангела нам в дорогу!» – миролюбиво говорит Эдик. "Не суетись, Анатолий».

Сентябрь. Пятница. Тринадцатое. Звонкий денёк занимается. Задорный. Это в Красноярске туман. Над нами солнышко Хакассии. Бабье лето. Начало.

«Сегодня же пятница. Тринадцатое, – напоминает Эдик (всё знает). – Может, вернёмся»?

« Ангела нам в дорогу! Возвращаться – плохая примета».

Можно поинтриговать, что происходило на четырёхсоткилометровой трассе, но не стану. Эдик довезёт меня в «Емельянова» тютелька в тютельку. За семь минут я всё успею, все аэродромные процедуры. И сразу после меня посадку прекратят на Тюмень. Последним в очереди за поцелуем всегда везёт больше остальных.

К моменту моего вылета из Красноярска мой борт из Абакана в Емельяново ещё не приземлился. Кто не рискует – теряет трансферт.

Дорожный ангел Эдика успокоил меня сразу после заправки. Всё, что зависело от меня, произошло. Сейчас – время Эдика, судьбы и случая. Богоугодный пассажир.

Эдик, конечно, ас. Он установит свой собственный рекорд: 3 часа 12 минут на трассе Абакан-Красноярск. До этого у него рекордно: 3.46. Ему лет под 60. За 50 точно. Он перегоняет машины куда угодно в России из Армении. Есть пара собственных автобусов под заказ. Обеспечил бизнес двум дочерям. Гордится. Ответственный человек. Однажды, чтобы не сорвать заказ, гнал из Еревана в Абакан трое суток без передыху – 6.000 км. Успел. Заказ не сорвал. Гордый работяга.

Мы уже проехали величественную, но скучноватую хакасскую степь, поднялись на перевал Барахта – начинается холмистая красноярская тайга. Золотая осень. Ранняя. На крутом повороте вижу что-то до боли знакомое. Вид незабываемый. Здешние места в своё время я облюбовал, полюбил и... хорошенько облазил со свей съёмочной бригадой. Мой Улыбин как-то снял замечательный вид, правда, на том фото есть немного уходящего небрежного, даже сентиментального, тумана. Классное фото. Я поставил его на обложку своей книги пространства «Сибирь – сон Бога».Кстати, и книга классная. Первоклассная. Всей Сибирью делали.

Это момент. Не мог же я просить Эдика: «Остановись. Останови мгновенье». Мы не спешим, но мы торопимся. Не опоздать. И на этом вираже я вдруг четко осознаю, что же со мной сегодня произошло и случилось. Ты же хотел всё это увидеть! Мечтал. Ждал. Именно этот вид. Может быть, в последний раз. Больше не придётся. Хотел, но почему-то не смог. И тогда боженька поднял мощный туман над водохранилищем и Красноярском. Верховный Аэрофлота приказал иркутскому пилоту идти на запасной Абакан. И главный бонус Бога - Он дал ангела в дорогу. И Эдика. На небесах всё честно.

Листопад. Раннее сибирское бабье лето. Твое любимое время. Господь сподобил, говаривал Виктор Астафьев. Эх, притормозить бы, тормознуть. Остановиться. На секундочку посмотреть… Но до «Емельянова» еще половина пути. Куда спешим? Окстись! Ты же увидел, что жаждал: прекрасный миг утолит любую жажду.

Что я делал в Иркутске? Меня пригласили почётным гостем на Всероссийский телефестиваль «Человек и вера» (в своё время мы «Регионом» запустили этот фестиваль в Тобольске). На борту скоростного «Баргузина-3» посреди Байкала по направлению к знаменитым Тальцам на скорости 60 км в час я проводил мастер-класс и презентацию своего фильмбука «Сибирская сага -77» для участников фестиваля. До этого встречался в доме-музее Распутина и дарил свои радиоинтервью с живым голосом Валентина Григорьевича. Во время последней нашей встречи на распутинской квартире мой великий оператор Эдуард Улыбин забыл выключить телекамеру и сохранил 26 минут скрытой съёмки. Там – домашний утренний Распутин, бегает его внучок Гриша, строгая жена Мария иногда поправляет мужа. Живой, настоящий, к сожалению – уходящий, Распутин. Пожалуй, это была его последняя съёмка. Уникальный музейный экспонат – распутинскому музею на вечную память о родном сибирском классике русской литературы.

Как в последний раз. Я никогда себе так не говорю, но всегда предполагаю, что следующего раза может и не быть. Нет, нет, ни с Распутиным, ни с Байкалом, ни с очарованием Тальцов не прощаюсь, но… Как Бог даст. Вот и хакасская степь не намечалась, а нечаянно произошла. И сон Бога – в рыжей красноярской тайге, обрамленный туманом.

Бог дал. Не торопись с «прощай».

Деликатный Эдик в «Емельяново» похвалил себя: «Не пятница. Не тринадцатое».


62390