Держу в руках рукопись книги, посвященной одному из самых талантливых советских авиаконструкторов - Александру Сергеевичу Москалеву. При жизни он, выпускник физико-математического факультета Ленинградского университета, обладатель аналитического ума и приверженец железной логики, был практически никому не известен, поскольку оказался в тени других «генералов авиации». Но природная интуиция и потрясающая осведомленность Москалева в самых различных областях знаний, а также его работоспособность и творческий подход к решению сложнейших задач позволили Александру Москалеву стать одним из родоначальников стратегической авиации большой дальности, а затем и проектировщиком космических аппаратов.
Автором рукописи будущей книги стал Николай Леонидович Чупиро, проработавший в авиационной отрасли более 30 лет. Ему удалось собрать воедино уникальные материалы о жизни и научной деятельности Москалева, повстречаться с его коллегами и учениками.
Отдельная глава повествует о том периоде, когда ОКБ-31, возглавляемое авиаконструктором А.С.Москалевым, осенью 1941-го эвакуировали из Воронежа в Тюмень и Заводоуковск. Здесь, в глубоком тылу, где имелся фанерный комбинат, а в лесах в изобилии росла сосна, предстояло в кратчайшие сроки наладить производственный процесс по выпуску планеров. Эта безмоторная авиация была крайне востребована при боевых операциях по десантированию разведчиков и подрывников за линией фронта, для связи с партизанскими отрядами.
Следует отметить: Москалев и его команда справились с задачей на отлично, завод №499 в Тюмени и Заводоуковске за годы войны совместно изготовил 1004 планера, что составило более 50% от всего количества выпущенных летательных аппаратов данного типа. Неслучайно среди наград Москалева - орденов Красной Звезды, Знак Почета и золотой медали имени С.П.Королева - не затерялась медаль «Партизану Великой Отечественной войны 1 степени».
В послевоенное время планеры успешно использовались в труднодоступных местностях, для перевозки крупногабаритных грузов, в том числе на Северный полюс.
Николай Чупиро проделал большую, кропотливую работу, разыскав в государственных архивах и в частных собраниях, в том числе в Тюмени и Заводоуковске, бесценные фотоснимки, газетные материалы и документы тех героических лет. Пусть зачастую фото – любительские, а документы – не первая копия, от них веет эпохой. Текст книги написан грамотным, интеллигентным человеком, который, будучи как никто другой настоящим профи, докой в теме, избежал соблазна перегрузить читателя пафосом, технической терминологией или маленькими сенсациями. Автор предлагает нам последовательное, правдивое изложение биографии гениального авиаконструктора, сумевшего заставить летать простейшие планеры, сверхзвуковые самолеты со стреловидным крылом и космическую систему «Энергия-Буран».
P.S. Многие годы Николай Леонидович Чупиро верой и правдой служил «Тюменской правде», являясь её нештатным корреспондентом.