Гонки по вертикали

Еще Кузьма Прутков заметил: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». Похоже, многие наши сограждане напичканы такой непотребной дрянью, что зачастую и сами страдают не понарошку, и причиняют вред другим. Но так уж повелось – правила хорошего тона такие люди начинают усваивать лишь на допросах.

Место встречи

Силкин Лог, расположенный на 14 километре Ирбитского тракта, неподалеку от деревни Кулаково, знают все тюменцы, от мала до велика. Здесь регулярно проводятся авто- и мотокроссы, причем не только областного, но и российского масштаба.

Холмистая местность вдоль и поперек взорвана ошипованными покрышками колес, застоявшийся в минуты безветрия воздух насквозь пропитан бензином, выхлопными газами и ревом мощных двигателей, а еще громогласными воплями трибун и нетерпеливым ожиданием сенсации. Последние случаются редко, и тогда народные массы довольствуются опрокидыванием машин на крутом вираже, легкими травмами гонщиков и замечательной возможностью выплеснуть накопленные отрицательные эмоции на участников соревнований, а то и на громче всех орущего соседа. Благо, горячительными напитками на этом спортивно-массовом мероприятии до последнего времени никто себя не ограничивал, и наиболее предусмотрительные болельщики регулярно прикладывались к индивидуальным емкостям, уютно разместившимся в карманах.

В тот погожий июльский день был дан старт очередным заездам на Кубок России по автокроссу на грузовых автомобилях. Поглазеть на соперничество именитых спортсменов, дать должную оценку их уникальному мастерству и техническому совершенству машин собралось несколько сотен заядлых болельщиков. Среди них были два холостых мужичка-приятеля : Евгений Курносов и Олег Меркушев. Обоим под сорок, здоровья не занимать, свободного времени хоть отбавляй. В паузах между заездами они то и дело наведывались в расположенную невдалеке кафе-палатку, где под незатейливые бутерброды с ветчиной и сыром смачивали охрипшее горло принесенной с собой водкой.

В одно из таких приятных посещений между Курносовым, Меркушевым и безусыми молоденькими солдатами внутренних войск, обеспечивавшими оцепление трассы и общественный порядок на соревнованиях, вспыхнула ссора. Из-за чего именно сыр-бор разгорелся, никто уже не помнил. Но пьяные гражданские мужики явно незаслуженно придирались к абсолютно трезвым солдатам, грубо потешались над ними, провоцируя продолжение конфликта.

Обнаглевшая трусость

На громкие крики и нецензурную ругань, пробившиеся даже сквозь рев моторов и голос спортивного комментатора из мощных динамиков, к палатке поспешили бравые офицеры в камуфляжной форме. Один из них, старший по званию, подошел к Меркушеву, представился и миролюбиво предложил прекратить ссору. В ответ услышал изощренную матерную брань и прямые личные оскорбления, сравнимые лишь с неожиданным и коварным плевком двугорбого верблюда.

Меркушев не мог не видеть, что вокруг находятся люди, которые с большим, можно даже сказать нездоровым, любопытством наблюдают за происходящим. Вскоре всех интересовал уже не итог очередного заезда, а вопрос: чем закончится словесная дуэль крепко поддатого мужика с офицером.

Офицер хмуро играл чисто выбритыми желваками, но самообладания не терял. А мужик, заметив, что привлек внимание многочисленных зевак, распалился еще больше. Известно ведь, что «на миру и смерть красна», «храбрость – обнаглевшая трусость» и т.д.

В этот момент второй сотрудник в военной форме подошел к Курносову и предельно вежливо предложил не нарушать общественный порядок. Не менее пьяный, чем приятель, Курносов повел себя еще более неожиданно: резко ударил стража порядка кулаком в область шеи. Тренированный мужчина покачнулся, но устоял. Зрители ахнули.

Из показаний свидетеля Валеева: «Я наблюдал за ходом соревнований в Силкином Логу. Где-то в половине третьего услышал крики возле кафе-палатки. Подошел ближе и увидел, как двое мужчин ругаются с обедавшими там солдатами. Причины ссоры мне не известны. Когда в палатку вошли двое в форме, зачинщики ссоры отреагировали на их появление отборной нецензурной бранью, а один из них нанес удар…»

Доказано: спор – это всего лишь бесполезная дискуссия, если в нем не используются железные аргументы или другие подручные предметы. Участников данного конфликта спасло то обстоятельство, что в ход не были пущены более серьезные спецсредства. Хотя, если честно, у правоохранителей повод для этого был, и вполне законный. Они могли устроить агрессивным дебоширам такие «гонки по вертикали», которые надолго отбили бы охоту задирать представителей власти, находящихся при исполнении. Другое дело, что у них хватило ума и терпения не растерять трезвого взгляда на ситуацию, внутренней уверенности в своей правоте и простого человеческого достоинства. Не хочется думать, что они всего лишь испугались возможного гнева неуправляемой толпы, почему-то всегда стоящей на стороне потерявших рассудок пьяных чудаков. Или не захотели применить силу, исходя из горького опыта дальнейших разбирательств, которые, как показывает практика, далеко не всегда бывают объективными.

Финиш

Густое пыльное облако из-под колес бешено мчащихся к заветной цели грузовиков мешало разглядеть их бортовые номера, и лишь захлебывающийся от восторга голос спортивного комментатора позволял болельщикам определить, кто пришел к финишу первым.

К моменту, когда на пьедестал почета поднялись трое призеров автогонки, конфликт возле кафе-палатки был фактически исчерпан. Слегка отрезвевшие Курносов и Меркушев продолжали по-идиотски ухмыляться, соорудив на помятых физиономиях видимость незаслуженно обиженных ангелов. Затем пробурчали какие-то невнятные слова оправданий. Однако оскорбленные офицеры не собирались прощать нанесенные им обиды, а потому решили дать ситуации законный ход.

По словам помощника прокурора Калининского административного округа г. Тюмени, действия Курносова и Меркушева содержат состав преступлений, предусмотренных ч.1 ст.318 и ст.319 УК РФ – публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей и применение насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов.

В ходе предварительного расследования заметно сникшие, но не утратившие надежды выйти сухими из воды, Курносов и Меркушев пытались представить дело так, будто они ссорились не с зелеными солдатами-срочниками, а уж тем более не с их командирами, а всего лишь с нетрезвыми лицами неопределенной национальности. Словно это в корне меняет дело и выводит их в ранг героев. К тому же, откуда-то нашлись свидетели, сообщившие, что офицеры в полевой форме первыми стали наносить удары «борцам за справедливость». Однако эти показания были сшиты такими гнилыми нитками, что не выдержали разбирательства.

В итоге, Калининский районный суд г. Тюмени вынес решение: Евгению Курносову назначить наказание в виде восьми тысяч рублей штрафа в доход государства, Олег Меркушев заплатит в казну пять тысяч рублей. На трезвую голову оба отчетливо понимали, как легко отделались.

Что касается оскорбленных офицеров, то они - люди служивые - для себя ничего не просили.

* Фамилии изменены.


59381