Через несколько дней, 6 апреля, «грянет» День геолога. Профессиональный праздник вечно молодых и бесшабашных. И как тут не предаться воспоминаниям…
Восьмидесятые годы минувшего столетия для многих моих друзей-вахтовиков навсегда останутся в памяти эрой Харасавэя, где базировалась легендарная Карская нефтегазоразведочная экспедиция.
Попасть сюда было чрезвычайно сложно: в бригады набирали уникальных специалистов, способных жить в спартанских условиях, но при этом делать из ничего нечто. Зарплата, конечно, впечатляла – она в разы отличалась от денег, зарабатываемых на Большой земле. И даже те из вахтовиков, кто панически боялся летать на самолете, подавляли в себе этот страх, лишь бы добраться до заветного аэропорта. АН-24 и АН-26, а иногда ИЛ-76Т исправно выполняли рейсы Тюмень-Салехард-Харасавэй и обратно, невзирая на погодные условия и крайне разношерстную публику, не всегда трезвую, но всегда готовую претерпевать трудности полета и неудобства быта.
На Харасавэй слетались и москвичи, и люди из солнечного Сочи, из Украины и Беларуси, из городов и поселков Урала и Сибири. И не удивительно, что в долгие часы ожиданий из-за нелетной погоды в аэропортах Салехарда, Мыса Каменного или Нового Уренгоя звучали самые свежие и самые смешные анекдоты, самые невероятные житейские истории, а из магнитофонов - новые песни и концерты зарубежных суперзвезд.
Тюменец Дмитрий Кашкетов – бригадир турбобурщиков, три Володи - Вакарин, Черняков, Медянко. Хохмач Игорь Можный, обладатель уникального голоса и врожденного чувства юмора. Черниговский художник, выпускник «репинки» Тарас Постульга, братья Горгоц, врач Сергей Мельчаков… Их много на моей памяти, веселых и добродушных парней, не готовых в те годы к спокойной и размеренной жизни в больших городах, но всегда искавших новых встреч и приключений.
Теперь мы видимся редко, чаще случайно. И первые седины, заработанные на Ямале, уже целиком покрывают наши бесшабашные головы. Но мы по-прежнему искренне рады, что судьба свела нас именно там, далеко за Полярным кругом. Чтобы познать разницу между мелочной житейской суетой и полетом заветной мечты. Чтобы научиться молча грустить и заразительно смеяться…
На снимках: вахтовики Харасавэя: Дима Кашкетов, Григорий Запрудин, Игорь Можный, Люда Власова, Вова Медянко; за пять минут до полета.
Фото из личного архива Григория Запрудина.