В его кабинете ничто не располагает к праздности. На столе – бюсты Ленина, Сталина, «отца ВДВ» генерала Маргелова и Путина. Он – убежденный государственник и живое олицетворение патриотизма. Полки гнутся от наград, кубков, почетных грамот и благодарностей, которые детско-юношеский центр «Град» и его бессменный руководитель завоевали за годы работы.
Воспитанник Гиносяна - это знак качества. Эдвард Гиносян взрастил
в стенах «Града» мастеров спорта, профессиональных военных, обладателей правительственных наград, Ордена Мужества и звания «Герой России». Многие ученики Гиносяна по воинским званиям «перегнали» своего учителя, и это для него – предмет особой гордости.
Воспитанники «Града» одними из первых пошли в зону СВО. Сам Гиносян регулярно навещает там своих учеников, доставляет бойцам гуманитарную помощь. Он собирает посылки, подготовленные неравнодушными гражданами, среди которых и родители воспитанников «Града», а на деньги спонсоров сам закупает теплую военную форму, термобелье, носки и медикаменты – все, что требуется бойцам на передовой. Он не равнодушен к чаяниям солдат, ведь сам служил в горячих точках на территории Грузии, Абхазии, Молдовы и Армении.
Началась история создания «Града» в далеком 1989 году с общественного объединения «Граница», когда профессиональные военные (ВДВ, спецназ, погранвойска), поучаствовавшие в разных локальных военных конфликтах, решили, что настало время передавать свой опыт и знания подрастающему поколению, чтобы на преемственности лучших традиций военного ремесла взрастить будущих защитников Родины. Официально военно-спортивный клуб «Град» (ныне - МАОУ ДОД ДЮЦ «Град») начал функционировать в 1990-м, так что в следующем году детище Гиносяна отметит свое 35-летие.
О роли мужчины в современном обществе, о воспитании подрастающего поколения и о том, чем сегодня живет детско-юношеский центр «Град», мы в непринужденной дружественной атмосфере беседуем с подполковником запаса, мастером спорта СССР по боксу, педагогом высшей категории, президентом тюменской областной федерации армейского рукопашного боя Эдвардом Наполеоновичем Гиносяном.
Корр.: Эдвард Наполеонович, сегодня среди обилия различных «кружков», развивающих студий и секций, детско-юношеских центров «Град» выделяется. В чем его «изюминка»?
Э. Гиносян: За последние 30 лет в России изменилось многое, особенно на идеологическом фронте. Мы стали «играть» в толерантных людей, которым больше импонирует западная идеология, нежели отечественная система идей, представлений, понятий. Трудолюбие, дисциплина, чувство ответственности, стремление к справедливости, милосердие, приоритет обязанностей над правами – эти качества составляли основу нашего морального кодекса и традиций, на протяжении веков передавалось из поколения в поколение.
Но современное российское общество развивалось на западных технологиях, вытесняющих и замещающих национальную культуру и менталитет русского человека. На первое место у нас встали деньги, но не национальная культура и идеология. Однако наше учреждение за все годы существования неотступно шло по пути воспитания детей на базе русских традиций и культуры. Это касалось не только морально-патриотического воспитания, но и преемственности по части воинской дисциплины.
Корр.: Но ведь вам наверняка пришлось столкнуться и с непониманием населения, которое считает, что «в карете прошлого не ездят»?
Э. Гиносян: Было много укоров и упреков, критики и жалоб в наш адрес и со стороны родителей, и со стороны общественности, и со стороны власть имущих. Тем не менее мы сохранили идеологию и основы воспитания будущего военнослужащего, заложенные в Советском Союзе. Не отступили от своих принципов по одной простой причине: в процентном отношении мы вырастили внушительное количество достойных ребят, настоящих государевых людей, которые морально и психологически готовы защищать интересы нашей страны, ее культуру, ее историю, ее ценности. И в этом мы сильны.
В советское время были институты партийно-политической работы, были замполиты, политруки, комиссары. Уничтожение этого института было большой ошибкой. Ведь эти специалисты внесли колоссальный вклад в морально-психологическое состояние не только военных, но и населения в целом. Правильно преподносить любую политическую информацию, при этом исходя именно из традиционной, свойственной нашему обществу, морали – в этом заключалась суть их работы.
Сейчас многие говорят: нужно на все смотреть по-современному. Я согласен с этим, но лишь отчасти. Я готов смотреть и оценивать ситуации с ракурса современного мышления, но только если в основе этого мышления ценности, заложенные предшествующими поколениями. Считаю, что можно что-то изменить и обновить, только сохраняя основы.
Корр.: Но вы ведь замечали, что слово «патриотизм» на долгое время исчезло из лексикона человека, считающего себя современным, преуспевающим, в какой-то степени «продвинутым». Капитализм диктует свои правила, может, это связано с тем, что «патриот не приносит доход»?
Э. Гиносяин: Российское бизнес-сообщество долгое время считало эффективным инвестированием вложение денег в спорт, сферу развлечений и иную деятельность, приносящую доход. Да, патриотизм долгое время был не интересен. Военные стали героями анекдотов, офицерская честь поругана. Дохода в нем бизнес не видел. Однако СВО показала, что благополучие любого бизнеса защищают патриотично воспитанные люди, готовые воевать не ради денег, а ради страны, за ее будущее и ее культуру. Я надеюсь, что бизнес-сообщество задумается и поймет: лучшее вложение – это поддержка ребенка, который хочет связать свое будущее со службой в вооруженных силах. Вложи в него сегодня, завтра он обеспечит защиту страны и ее экономики.
К слову, в работе нашего центра есть еще одна «фишка». Все наши мероприятия рассчитаны на сохранение трех основных компонентов здорового общества: социального, нравственного и физического. Они тесно взаимосвязаны и друг друга дополняют. Развитие ребенка должно быть многогранным. К примеру, недавно мы проводили конкурс стихов, посвященный выводу войск из Афганистана. Участвуя в подобных конкурсах, ребята учатся публично выступать, правильно ставить свою речь. Кроме того, стихи позволяют соприкоснуться не только с очарованием поэзии, но и с историей. Занятия литературой - это важнейший элемент воспитания личности, ведь, как верно сказал И. Гете, когда ребенок читает книгу, он приобретает хорошего друга. Как видите, настоящий патриот и будущий государев человек должен быть разносторонне развит, и в этом мы ему помогаем.
Корр.: Я увидела у вас новые интересные направления, например, театральную студию на английском языке. Почему на английском? Что у вас есть еще такого, чем вы можете удивить? Или что представляет собой предмет вашей гордости?
Э. Гиносян: В театральном кружке ребята, обучаясь актерскому искусству, осваивают разговорный английский язык. Кружок не случайно функционирует именно по такой методике. Истинный патриот, где бы он ни работал, в военной сфере, в органах внутренних дел, в разведке или на государственной гражданской службе, должен полностью знать противника. Знание языка позволяет изучить менталитет врага, узнавать больше о его культуре, традициях и настроениях. Знание языка помогает политически грамотно оценивать и анализировать полученную информацию, отличать ее от дезинформации.
Хореографическое направление у нас также связано с военно-патриотическим воспитанием. Мы гордимся возрождением акции «Офицерский вальс». Это красивая традиция, посвященная Дню офицера, когда в парке все желающие могут исполнить вальс с боевыми офицерами, курсантами ТВВИКУ, рядом с ветеранами и их спутницами. Начинается акция с торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Героя Советского Союза, генерала армии Ивана Федюнинского.
А вообще, особым предметом гордости в работе детско-юношеского центра «Град, я как директор считаю укрепление семейных ценностей. На базе центра функционирует Клуб под названием «СССР». Расшифровывается, как Союз Самых Счастливых Родителей. Этот Клуб составляет основной актив «Града», в него входит несколько семей наших воспитанников. Они принимают активное участие во всем, разрабатывают идеи по организации и проведению праздников и досуговых мероприятий. К примеру, пару лет назад поставили спектакль для детей и поехали с ним в Борковский детский дом. Теперь Клуб «СССР» участвует в сборе гуманитарных грузов для отправки в зону СВО.
Одна активистка организовала акцию «Пряник для фронта». Вместе с единомышленницами за неделю напекла для наших бойцов 1500 глазированных кондитерских изделий, они уже доставлены к месту назначения. У Клуба есть наградная медаль «СССР», которая вручается за связь поколений в укреплении семейных традиций и ценностей, а также флаг.
Корр.: Сложно воспитывать детей в современном мире? Вырастить сегодня патриота – это реальная задача?
Э. Гиносян: Судите сами: в советское время любой взрослый человек имел право сделать замечание подростку. Сейчас это не имеет смысла, потому что малолетка, в лучшем случае, пошлет тебя подальше, в худшем - причинит тяжкий вред здоровью или убьет. Чтобы воспитать ребенка достойным человеком, нужно сломать в нем все дурное и заложить мудрое, доброе, вечное, а для этого требуется попотеть! Не все родители к этому готовы. В первую очередь необходимо учить ребенка преодолевать трудности и бороться со своей ленью.
Воспитание патриота осложняется сегодня и тем, что молодежь получает массу примеров, когда отдельно взятые отрицательные личности достигают известности, положения в обществе, материальных благ. И эти примеры используются ею в качестве контраргументов в любой воспитательной беседе. Случается, что и мне нечего возразить. Тут есть над чем подумать. Надо находить аргументы в пользу добра, потому что, потеряв детей, потеряем страну.
Корр.: А что вы лично вкладываете в понятие «патриотизм»? Каким он должен быть?
Э. Гиносян: Патриот это тот, кто умеет правильно расставить приоритеты: на первом месте традиции, на втором – преобразования, а в основе - умение и смелость говорить правду. Пока не научимся говорить правду, пока не начнем признавать свои промахи и ошибки, не станем сильными. Чтоб быть впереди, нужно искать недочеты, анализировать их, исправлять и уверенно идти вперед.
Когда где-то озвучивается какая-либо проблема, нужно ее услышать, принять и начать работу над ошибками. В этом и заключается истинное назначение патриота. Разве не попустительство и равнодушие привело к тому, что мы потеряли СССР? Нельзя допустить, чтобы это стало историей с продолжением.
Корр.: Какие люди должны составлять элиту общества?
Э. Гиносян: Как было в советское время: педагоги, врачи, ученые, офицеры. Еще я бы добавил к этому перечню так называемых «неудобных людей», которые состоялись в своей профессии, знают все ее «проблемные зоны», не умеют лгать и составлять сказочные отчеты о «фантастических» результатах, имеют свое мнение и болеют душой за свое дело, не пытаясь быть удобным начальству. Я не про тех, кто считает себя оппозицией. Я про тех, кто созидает, творит и борется за свою страну.
Корр.: Как педагог, взрастивший множество достойных мужчин, скажите, каким должен быть настоящий мужчина?
Э. Гиносян: Мужчина, думающий о том, какой мир он оставит после себя.
Корр.: Благодарю за беседу.
На снимках: Э.Н.Гиносян; пряники - фронту.
Фото Кристины Третьяковой.