ФРОНТ РАБОТ: ШКОЛА

В моем дипломе о высшем образовании значится: учитель русского языка и литературы. Поэтому радостно согласился выполнить редакционное задание – написать очерк на школьную тему. Отправляясь, так сказать, на фронт работ, вспомнил стих русско-израильского поэта, писателя и философа Игоря Губермана, зачитанный самим автором на встрече с земляками во Дворце культуры железнодорожников: – Что-то у страны моей в утробе/ С собственной природой не в ладу:/ Школа убивает вкус к учебе,/ А работа – рвение к труду.

С постулатом философа я радикально не согласен. В гимназии №49 учились мои дети. В пору, когда заведение носила звание «Лучшая школа России». Здесь обзавелись аттестатами зрелости губернатор Александр Моор, его заместитель Павел Белявский, начальник строительного главка Павел Перевалов, ректор ТюмГАСУ, профессор Виктор Чикишев. В отзывах о гимназии обнаружил слова ребенка, цитирую: «Это самая крутая школа на свете, я обожаю там учиться, и мне не лень приходить туда каждый день!»

Для полноты счастья – точнее, для иллюстрации потенциального очерка – захотелось сделать фото счастливых детей. И надо же, как повезло! Едва ступил во двор гимназии, как меня – с фотокамерой на шее – тормознула веселая группа девчушек, ведь только что прозвенел последний звонок:

– Ой, сфотографируйте нас!

Щелкнул. Убрал камеру в сумку и , шибко довольный, потопал к выходу. И тут же был задержан бдительной школьной охраной. Немедленно оказался в плотном окружении: вахтер, лейтенант полиции, сотрудника охраны, сам начальник охраны, завуч. Все дружно кричали: «Нельзя тут фотографировать!» «Удалите снимок!» «Отобрать у него камеру!»

Отобрали лишь журналистское удостоверение с золотым тиснением на обложке: «Пресса». В подобную ситуацию, похоже, попадают многие пишущие братья и сестры. Разъяснение опубликовано на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ под заголовком «Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствие съемкам», цитирую:

«Основная статья, которая приемлема при незаконных ограничениях съемки – «Самоуправство»... Эти же нормы могут быть приемлемы и при удалении фотографии с карт памяти фотокамеры – ст. 1252 ГК РФ... А в случае попытки изъять у вас камеру, флэш-карту, удостоверение фотокорреспондента, удостоверение журналиста – это уже грабеж. То есть, «открытое хищение чужого имущества», соответственно статья 161 УК РФ. Стоимость похищенного значения не имеют, состав преступления будет в любом случае». Для полноты счастья цитирую пункт 1: «Наказывается... либо лишением свободы на срок до четырех лет»

Все-таки в короткой схватке вырвал у начальника охраны удостоверение журналиста. Наверное, зря это сделал. Надо было дождаться вызванного наряда полиции. Опять-таки риск. Уверен: далеко не все полицейские сержанты, даже лейтенанты читали правообразующие документы, а тем более ст.ст. 2 и 26 Закона РФ № 5485-1 «О государственной тайне» – общеобразовательные школы в списке не значатся. Думаю, не каждый служивый вникал в статью №44 Конституции РФ, равно как и в Закон о средствах массовой информации. Едва ли сержанты скрупулёзно вчитывались в статью №161 Уголовного кодекса. Возможно, пока служивые изучали правовые документы, автор этих строк денек-другой парился бы в «обезъяннике» отделения полиции.

Всё хорошо, что хорошо кончается. Удостоверение журналиста в кармане, флэш-карта с вожделенным кадром цела, камера «Никон» в родной сумке. Но вдруг полыхнуло в моей душе: за что терплю ради одного фотокадра? Даже давление скакнуло, по всему чувствовалось, до критических 200. С этим настроением навострил лыжи в сторону 49-й гимназии. Сказал же классик: в жизни всё повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй — как фарс.

Короче, обошел учебное заведение по периметру: зашел на территорию со стороны 2-го Степного переулка, заглянул на спортплощадку, там вон двое работяг доводят до ума инженерную коммуникацию, какой-то родитель снимает на «мыльницу» свое чадо, так дошел до входа со стороны улицы Пархоменко. Здесь базируется будка КПП, именно отсюда вылез охранник и изъял мое журналистское удостоверение. Сейчас будка пуста, объект на замке. Строгий дедуля беспечно покинул вверенный ему пост,

Затем в самом здании беспрепятственно прошел под аркой металлодетектора. Господи, где стража? Где хваленое видеонаблюдение? Сюда легко проникнет любой самый завалящий террорист.

В Казани вон, широко известно, посторонний пронес сквозь школьную охрану ружье и убил учеников вкупе с учителем. Совсем недавно в Питере чувак прошел в школу с топором...

И тут наткнулся на знакомого начальника охраны. Доложил ему о замеченных недостатках вверенной ему службы. Секьюрити отреагировал так:

– Вон отсюда, дурак! Мешаешь работать! - И со злостью добавил: – Жаль, что не смог тогда сломать тебе руку! Проворный ты оказался старик...

Да, я довольно проворный: начальник охраны 37 лет от роду не смог справиться с 78-летним пенсионером. Тоже мне секьюрити!

А проворный я потому, что «Отличник ВВС» – в ракетоносном полку в/ч 19068 нас учили кое-каким приемам в случае захвата экипажа. Кроме того, во всероссийском журналистском конкурсе занял первое место в номинации «За гражданское мужество».

Насчет попытки сломать мне руку. В Уголовном кодексе РФ есть статья: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Там много параграфов. Процитирую лишь последнее добавление:

«Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Фамилию начальника охраны не называю. Якобы за забором школы это милейший человек большой душевной щедрости. Мало ли что можно ляпнуть в состоянии аффекта. Да и возраст – в 37 лет я и сам, автор этих строк, был довольно глуповат. Да и его руководство из ЧОО «Деозал, чувствуется, слабо проинструктировало друга в плане законов. Правда, утверждается, что незнание законов не освобождает от ответственности.

Ситуация снова заставляет нас вернуться к этим самым законам. Вот комментарий юриста Елены Выборновой (тел. 7-968 -919-1676):

«Школа – это общественное место и по сути – никто не запрещает там фотографировать. Вы можете сфотографировать холл, или класс. Но если в фото попали граждане, вы не имеете права распространять данное фото без их согласия, согласно ст. 152.1 ГК РФ».

Но в той же статье ГК существует исключение, цитируем:

«Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) используемое изображение осуществляется в государственных, общественных или публичных интересах...»

Аккурат наш случай. Фото помещаем в газете в государственных, общественных и публичных интересах. Публикация – так и называется корреспонденция в СМИ.

Конечно, законы совершенствуются. Вижу информацию во всех СМИ страны: «В Госдуме подготовили проект о запрете видео и фото во время уроков в школе». Проект. Примут ли закон в первом, далее во втором чтении. И речь-то идет о фотосъемке во время уроков. Значит, можно фотографировать в классах, холле, кабинете завуча, даже самого завуча свободно запечатлеть. А уж в школьном дворе снимайте хоть до посинения.

…Обстановку разрядила подошедшая на шум-гам директор гимназии №49 Ольга Александровна Золотарёва. Похоже, хорошо знает законы. Но не несёт ответственность за деятельность охранной службы. Секьюрити – епархия Ассоциации предприятий безопасности, куда входит ЧОО «Деозал» В плотном окружении охраны, полиции, разных гимназических сотрудников беру блиц-интервью у руководителя учебного заведения.

– Ольга Александровна, я не стал ради пустяка беспокоить вас, ведь только-только начался учебный год, у вас забот выше крыши..

– Да, это так.

– Но коль скоро встретились, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

– Задавайте.

– Гимназия №49 в прошлом учебном году стала лидером области по дефициту учителей, не хватало 18 педагогов, посреди учебного года уволился учитель-физик. Причиной называют низкую зарплату – 25 тысяч рублей, это я в сетях вычитал.

– Такой низкой зарплаты у нас нет.

– Наверное, так надо понимать: от 25 до 250 тысяч.

– Ну да...

– Значит, у педагогов довольно приличная зарплата. Но почему-то народ не держится. В Госдуме намедни отметили: в России не хватает 250 000 педагогов. В чем корень зла? На эту тему хотелось бы поговорить и с бывшим директором гимназии Ниной Прокопьевной Лохман. Её в своё время признавали лучшим директором образовательного учреждения России. Нынче она возглавляет Совет ветеранов педагогического труда и, полагаю, прекрасно разбирается в вопросе. Мне дали ее домашний телефон. Но, право, неэтично беспокоить человека дома.

– Да, домой звонить неэтично. Но я помогу вам наладить контакт.

После этих слов помощники директора списали данные с моего журналистского удостоверения. Номер мобильника я предоставил сам. Неделя прошла – ни ответа, ни привета.

Чтоб не терять время зря, стал вникать в состояние дел гимназии №49. Когда-то она носила звание «Лучшая школа России». Что имеем сегодня? Обратимся к всезнающему сайту ScoolOtzyv.ru ( опубликовано 24 августа сего года), цитируем:

«Место в рейтинге по отзывам: 74-е по области. В 2022 году школа – (гимназия №49 – Ю.М.) – показала результат хуже, чем 61,9 % школ России».

Агентство «Тюменская линия» информирует о девяти школах Тюмени, вошедших в ТОП-200 лучших школ России». Гимназия №49 в списке отсутствует.

... Моя племянница окончила Тюменский государственный университет с красным дипломом. Предлагали работу в школе учителем биологии. Ответила так:

– В школу не пойду ни за какие коврижки!

Вот как поднять её престиж? Кто на фронт борьбы за знания? Кто добровольцем в классные руководители? Читатель, милости просим с замечаниями и предложениями!

P.S. Повторюсь, в Госдуме обнародовали цифру: дефицит учительских кадров 250 тысяч. В письме министру просвещения Сергею Кравцову педагоги указали другое число. Цитирую крохотный фрагмент депеши, выданной в свет в сентябре сего года многими СМИ Российской Федерации:

«Если отталкиваться от среднесписочной численности учителей, реально работающих в школе, то некомплект составляет 517 079,95 человек (32,48%). Почему реальный некомплект учителей не доводится до депутатов ГД, СМИ и широкой общественности? Широкая общественность не видит полумиллионный некомплект учителей, потому что не знает, что учителя в среднем работают на 1,48 ставки. При этом многие учителя работают на 2 ставки».

Зарплата – далеко не главное в отрасли. Учителя России задали министру просвещения 60 неудобных вопросов – в открытых источниках найти легко. Обозначилась катастрофа в образовании. Система глючит. Такой вот фронт работ.

(Продолжение следует)

На снимках: «Здравствуй, школа!»; тот самый злополучный кадр: «Мы любим нашу гимназию!»

Фото Юрия Машинова


58684