Поговорим подробнее о новом бюджете России на 2024 -2026 годы. Проект основного закона страны 25 сентября утвердило правительство. Он поступил в Госдуму.В следующем году расходы федерального бюджета увеличатся на 6,7 трлн руб., они составят 36,6 трлн. Доходы запланированы на уровне 35 трлн руб., их рост ожидается значительнее - почти на 9 трлн. Дефицит бюджета — меньше, чем в этом году
На Московском финансовом форуме, который прошел на прошлой неделе, глава Минфина Антон Силуанов доходы и расходы казны «нормальным, здоровым бюджетом», умолчав о том, что он, как и в этом году, планируется дефицитным. И добавил, что кому-то нужен сильный курс рубля, кому-то — слабый, но главное, чтобы он был предсказуемым, и именно этого хочет Минфин.
Однако как раз насчет предсказуемости есть большие сомнения. Они возникают у аналитиков, которые сравнили нынешний основной закон страны с тем, что был принят Госдумой 24 ноября 2022 г. на 2023-25 годы.
Поскольку в 2022-м доходы (27,8 трлн руб.) и расходы (31,1 трлн руб.) год назад сочли рискованными, закон предписывал в 23-м сократить обе статьи соответственно до 26,1 трлн руб. и 29,1 трлн руб., а в 24-м сохранить примерно такими же — доходы 27,2 трлн руб. и расходы 29,4 трлн руб. Как видите, установки предыдущего закона на 2024 г. пересмотрены кардинально. На финансовом форуме Силуанов, передает ТАСС, так представил основной закон: «…все необходимое для фронта, все необходимое для победы в бюджете есть. Это немаленькое напряжение для бюджета, но оно безусловный наш приоритет". Судя по этой характеристики, финансовые власти, скорее всего, получили соответствующие указания. У чиновников же выбор не богатый: либо изображай оптимизм, либо уходи в отставку.
«Нужно было изобразить бурный рост доходов, - пишет близкий к ЦБ телеграмм-канал MMI.- Лучший инструмент для этого — нарисованный прогноз (Минэкономики, где явно преувеличен рост ВВП в 2023-м и 2024-м.). Но даже с такими макропараметрами наскрести 35 трлн руб. в 2024 году будет сложно без увеличения налоговой нагрузки… В цифру доходов вряд ли кто-то всерьёз поверит, а расходы — это новая реальность…»
Промышленность, даже по данным Росстата, падает третий месяц подряд – это к нарисованному прогнозу Минэка о росте экономики…
Чтобы хоть как-то вписаться в рамки закона, как видно из записки к проекту бюджета, в 2024 г. предполагается урезать на 10% траты казны на нацпроект «Здравоохранение». Под секвестр попадают почти все статьи. Больше всего – 25,5 млрд - потеряет борьба с раком и поддержка поликлиник. Детское здравоохранение урежут почти вдвое, первичную медпомощь – на 20%, на сердечно-сосудистые болезни дадут на 13% меньше и так далее. А господдержка производства лекарств с 2024 г. лишается финансирования. Эксперты опасаются продолжения.
И правильно опасаются. Хотя Силуанов заявил, что «никакого урезания в бюджете нет», и он еще не принят Госдумой, а в регионах, сообщил «Известиям» сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, урезают стимулирующие выплаты, доходящие до 70% зарплаты.
С другой стороны, Минфин обещает не повышать основные налоги. Тем не менее, от них ожидается прибавка в несколько триллионов, поскольку по прогнозу, заложенному в бюджет, экономика должна уверенно расти. Но обещать, как говорит народ, еще не значит жениться. Понятно, что существенную прибавку к доходам казны обеспечит ослабевший только в этом году на 30% рубль. Но обеспечит частично. И этого явно мало, чтобы покрыть пухнущие, словно на дрожжах расходы. И по этой причине в проект закона заложили добавочные 1,5 трлн. руб. Их должны принести «разовые налоговые поступления» и «специальные экспортные пошлины», еще один урожай от девальвации рубля, своего рода мины, которые не на шутку возбудили не только экспертов. Их размер зависит, опять же, от курса доллара. Если «зеленый» стоит 80–85 руб. пошлина 4% от суммы экспорта, если 85–90 руб. - пошлина 4,5%, при 90–95 руб.- отдай 5,5%, выше 95 руб. – уже 7%. На момент сдачи статьи доллар подобрался к 100 рублям.
Под пошлины, которые ввели уже с 1 октября, угодил изрядный перечень товаров: рыба, овощи и фрукты, алкоголь, цемент, полимеры, каучук, резина и изделия из них, мех, бумага и картон, шерсть, хлопок, текстильные материалы, керамика, драгметаллы и ювелирные изделия, чугун, ферросплавы, изделия из черных металлов, необработанный алюминий, свинец, олово и другие. Повышенные экспортные пошлины для сырьевиков, по оценкам производителей удобрений, эквивалентны для них удвоению налога на прибыль.
Коснувшись возможных рисков для инвестиций, экспорта, малого и среднего бизнеса Алексей Сазанов, замглавы Минфина пояснил, что «все зависит от курса»:
- В начале разговора средний курс 76 руб. за доллар был ориентир по году, а сейчас курс 97 руб. Естественно, у всех экспортеров есть существенный прирост рублевой выручки, исключительно из-за того, что курс выше ожиданий. Естественно, когда все делали бизнес-планы, никто курс 95 не ставил, поэтому говорить об ухудшении операционной рентабельности или о снижении инвестиций не приходится в этих условиях. Мы лишь часть той курсовой переоценки, которая в моменте возникла, изымаем.
Попросту говоря, отдай халяву и не греши.
Как сообщал глава РСПП Александр Шохин, ссылаясь на данные Минфина, только в октябре бюджет получит 50 млрд рублей от введения экспортных пошлин. Если пересчитать на год, то дополнительные доходы бюджета за 12 месяцев составят около 600 млрд. Другие эксперты называют 750 млрд.
Что и говорить, логика у Минфина относительно того, что изымается только часть халявы, железная. Конечно, пошлины, пополнив казну, теоретически дадут возможность повысить доходы разным категориям бюджетников, хотя, как видим, в здравоохранении уже урезают. И все было бы гладко, если бы не одно «НО» - инфляция. Она, коварная, как бы втихаря от Минфина, пополнив бюджет, подбрасывает потребительские цены, хотя и с запозданием. А зарплаты такими же темпами расти не смогут, поскольку у компаний - работодателей Минфин эту самую «курсовую переоценку» изымает в бюджет. И доплачивать своим работникам, чтобы поддержать их семьи, не из чего. А нужда в такой поддержке была и прежде, но вот-вот проявится острее. Если, согласно проекту основного закона, расходы государства будут расти ускоренными темпами, то россиянам господин Силуанов, комментируя на финансовом форуме ситуацию с инфляцией, дал вот такой совет: «Если не покупать – то цены нормальные». Так что, люди, экономьте!
Однако и на экономии вряд ли далеко уедешь. В новом прогнозе социально-экономического развития прописан рост тарифов. Так, со следующего июля электроэнергия для населения подорожает на 8,9%, газ для всех потребителей - для экономики и населения - на 11%. Надо же поддержать Газпром, у которого прибыль рухнула катастрофически.
- Это повышение – говорит Евгений Надоршин, главный экономист ПФ «Капитал». - обусловлено издержками поставщиков, поскольку довольно значительная часть оборудования идет по импорту, а рубль последние полгода на 30% подешевел. Второй фактор — действительно необходимы дополнительные инвестиции в газовое хозяйство, поскольку идет активно газификация российских потребителей.
Вдобавок со следующего июля вырастут тарифы ЖКХ - в пределах 10%, правда, первый раз за 1,5 года. Могло быть и хуже, говорит председатель Жилищного союза Москвы Константин Крохин:
- Это больше, чем было до 2022 года, но, с другой стороны, при тех темпах инфляции, которые мы наблюдаем в экономике, ожидать меньшего было бы наивно. Я полагаю, что привязка к темпам инфляции сохраняется, по этой причине это меньшее зло, чем могло бы быть.
Потенциал зла, на что намекнул Крохин, это дефицит валюты, который вряд ли снизится, поскольку сильно скукоживается экспорт. Последствия оценили экономисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: в этой ситуации даже возврат к обязательной продаже валютной выручки не компенсирует дефицит валюты на внутреннем рынке. В Минсельхозе и в Минэнерго открыто признают, что стоимость агропродукции или топлива в России напрямую зависит от скачков курса доллара, которые принципиально не хочет сглаживать Центробанк. И это значит, что под всей экономикой тикает настоящая валютная бомба замедленного действия.
Власти рапортуют о восстановлении экономики и росте благосостояния населения, но сами россияне оценивают свою ситуацию много хуже, чем до февраля 2022 г. «Терпеть наше бедственное положение уже невозможно» — такой ответ выбрали 29% в августовском опросе «Левада-центра» (признан иноагентом). «Жить трудно, но можно терпеть», назвали 45%. Еще 19% считают, что «все не так плохо и можно жить», а «все в полном порядке» только у 6%. Затруднились ответить 1%, эта доля не меняется с 2018 года.
«Девальвация может превратиться в самоподдерживающийся механизм: обесценение рубля и рост доли рублевых платежей за счет экспорта сокращают продажи валютной выручки (ее нужно меньше для уплаты налогов и операционных расходов), притом, что внутренний рынок не может сильно сократить спрос на импорт и соответственно продолжает предъявлять спрос на валюту. Очевидно, что этот порочный круг необходимо разорвать, что возможно только за счет изменения структуры как спроса, так и предложения валюты», – отмечают составители прогноза во главе с директором ИНП, членом-корреспондентом РАН Александром Шировым.
Девальвация лишь только начинает проявляться в ценах: ее полный эффект потребители почувствуют к февралю-марту, предупреждает профессор ВШЭ Евгений Коган: «Сейчас многие компании распродают остатки тех позиций, что покупали еще по курсу 70-80. Запасы кончаются. Новые закупки (будут) уже по текущему курсу. А это значит, что рост цен по многим позициям будет минимум на 15-20%». Это сулит россиянам падение реальных располагаемых доходов и проблемы с выплатами по кредитам, общий объем которых перевалил за 30 трлн.
«Самоподдерживающийся механизм» инфляции – ключ бюджетного процесса. Этот механизм определяет расходы «здорового» бюджета не только на соцвыплаты, которые надо индексировать, но и на все стратегически важные направления. А значит - в целом на поддержку экономики. Да, прогнозы по инфляции разные, потому что отражают интересы ведомств. В случае с пошлинами – интересы Минфина.
Вот как среагировал на пошлины известный предприниматель Олег Дерипаска в своём Telegram-канале: «Ах, да у нас же суверенная экономика и рост благосостояния граждан — приоритеты (но, похоже, только в пределах малой Москвы и по ТВ). Видимо, хотят окончательно выбесить уже всех к Новому году». Не перегнул ли он палку в запале?
Но вот мнение Антона Свириденко, исполнительного директора Института экономики роста им. П.А. Столыпина:
- Если бы собранные деньги шли в субсидии компаний, в счет только их внутренних инвестиций, это было бы понятнее. Желание финансовых властей собрать побольше для бюджета, оно понятно во всем мире. Надо понимать, что популярности эти действия у бизнеса не добавят. Тем более, это вопрос инвестиционных и социальных программ, зарплат сотрудников, как это все балансировать теперь — большая задача…
Уже известно, как пошлины скажутся на отраслях. По оценкам аналитиков инвестбанка «Синара», у компаний НЛМК, «Русал», ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА» и производителей угля свободный денежный поток от экспорта и дивидендные выплаты в 2024 году могут упасть на 15-20%.
Эксперты БКС полагают, что при курсе 85–90 рублей за доллар и ставке 4,5% экспортная пошлина для ФосАгро может фактически удвоиться — на пять миллиардов рублей за квартал. «ФосАгро и так планирует заплатить налог на сверхприбыль в размере до семи миллиардов рублей, что может стать дополнительным оттоком в IV квартале», — прокомментировали в компании.
Упомянутый налог на сверхприбыль – первая попытка закрыть дыру в бюджете за счет сборов с бизнеса. Его ставка – 10% от превышения прибыли за 2021–2022 годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы. Оплатить налог нужно до конца января 2024 года, однако для тех, кто оплатит налог в ноябре, сделают скидку в два раза. За счет сборов от сверхприбыли власти рассчитывают увеличить поступления в бюджет на 300 млрд. руб. Причем, Минфин ожидает, что все деньги казна получит не в 2024 году, а уже в этом, поскольку компании клюнут на льготную ставку.
Налог на сверхприбыль позиционируется как разовый сбор, однако Минфин не исключил, что при большом дефиците бюджета и сверхдоходах бизнеса этот механизм можно применить повторно: закон о налоге на сверхприбыль вписан в Налоговый кодекс новым концептуальным понятием «чрезвычайные налоги». Эксперты допускают, что в будущем это позволит вводить подобные налоги и сборы в упрощенном режиме. Такая предусмотрительность, между прочим, говорит о том, что власти не очень надеются на то, что рост экономики увеличит поступления в казну, хотя по проекту трехлетнего бюджета она должна прибавить 2%.
По мнению аналитиков Финам, плавающие экспортные пошлины не учитывают главного: цель любого бизнеса - получить прибыль. «Лишившись стимулов — возможности увеличить долю на рынке и продавать товар с прибылью, компании свернут программы развития производства и сократят выпуск», — полагают эксперты.
Как в новых условиях будет чувствовать себя экономика – об этом в следующий раз.