Игорь Шпуров: «Нефть в хороших местах не растёт»

Одной из тем Тюменского нефтегазового форума стала дискуссия на тему: «Новый взгляд на формирование залежей углеводородов – путь к открытию еще одной Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции». Своим взглядом на этот вопрос поделились представители крупных профильных научных центров, ведомств и компаний. Среди них ЗапСибНИИГГ, ЯТЭК, Газпром Нефть, ГКЗ.

Обсуждение темы было связано с тем, что у экспертов вызывают опасение снижение эффективности геологоразведочных работ и весьма скромные объемы начальных извлекаемых запасов вновь открытых месторождений. Было предложено, в частности, рассматривать геологоразведочные работы более широко. В том числе с точки зрения альтернативных гипотез формирования залежей.

- В этом направлении нельзя ждать каких-то быстрых выводов, - считает Игорь Шпуров, генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых». – Новый взгляд здесь ищут не один десяток и, может быть, даже не одну сотню лет. И обсуждение – еще одна возможность перезапуска идей, особенно в отношении доюрского комплекса – очень сложного в геологическом отношении горизонта. Главная его сложность в том, что мы плохо понимаем, где же там залегает нефть. Если мы в остальной толще пород Западной Сибири – в меловых, юрских отложениях методы поиска залежей уже апробированы, то в доюрском комплексе все по-другому. Существующие методы исследований, в первую очередь, геофизические, дистанционные, являющиеся базой для бурения, там не работают. И возможность его включения в перечень ТРИЗов (теории решения изобретательских задач) и технологий геологического моделирования помогут разобраться в том, что же такое залежи доюрского периода.

- Те крупные месторождения Западной Сибири, которые открыты, их около 50, все открыты совершенно случайно, в процессе бурения под существующие залежи верхних горизонтов, - продолжает Игорь Викторович. - В целом ресурсы Западно-Сибирского комплекса составляют не менее 5 000 000 000 тонн. Это – вторая Западная Сибирь, находящаяся под первой. Но большая часть этих запасов относится к категории трудноизвлекаемых. Хотя геологи шутят, что вся нефть – трудноизвлекаемая, она «в хороших местах не растет». И все же, когда мы говорим «трудноизвлекаемая» имеем в виду, прежде всего, экономически рентабельную в данных существующих ценовых и технологических условиях. Трудноизвлекаемая – значит, что нет еще технологий, достаточных для её эффективного экономического извлечения. Такой нефти много. Сейчас - около 35% от всей ее добычи в России. В будущем будет – только больше. Для ее извлечения необходимо совершенствовать технологии, улучшать возможности бурения. Если технологии будут, то даже трудноизвлекаемую сейчас нефть мы будем добывать так же хорошо, как когда-то самотлорскую. И несмотря на то, что «новый взгляд» ищут уже не один десяток лет, любая подобная дискуссия — это всегда перезапуск идей, важный для дальнейшего развития, добавил он.


58647