О чём шумят сосны?

Есть такая традиция у сладковских работников леса: на свой профессиональный праздник они собираются в беседке, что на краю сосновой рощи в трёх верстах от райцентра. Впрочем, не только они, но и другие коллективы любят отмечать здесь памятные даты. Тут легко дышится, воздух настоян на запахах разнотравья, насыщен фитонцидами. Шумят, перешёптываются меж собой полувековые сосны. О чём шумят? Вспоминают ушедшее лето? А может, поют оду создателю этого рукотворного чуда?

Чудо это сотворил вместе со своим коллективом лесничий Борис Николаевич Федоренко. В далёкие 60-е годы прошлого века в районе был взят курс на посадку сосны. Не только с целью обогащения ландшафтного разнообразия, но и для создания в будущем собственной базы для строительства. Ведь дерево - прежде всего сосна - в сельской местности до сих пор остаётся основным материалом для возведения жилья.

До этого в сладковских краях она росла только в двух местах. Это небольшой участок искусственных посадок 1911 года на границе с Казанским районом и крохотный естественный островок на территории памятника природы «Барсучий», что в полутора километрах от деревни Станичной. Не густо. Потому-то уже в помянутые 60-е стараниями рук человечески каждой весной в разных местах района добавлялось по 70-80 гектаров хвойных новосёлов. Над этим трудились не только работники лесничества. Помогали школьники. Для них участие в посадках было не только познавательным процессом, но и отдушиной от скучных занятий за партой. Поэтому трудились с энтузиазмом.

Есть у лесников такой термин: приживаемость деревьев. Это доля сохранившихся сеянцев от количества высаженных. Если приживаемость меньше 25%, то лесные культуры следует считать погибшими. При приживаемости больше 85% - порядок: дополнительная посадка не требуется. Так вот, у Федоренко показатель всегда был выше этой отметки. «Приживаемость потому была высокой, что Борис Николаевич организовывал посадки в лучшие агротехнические сроки, - вспоминает бывший лесник Виктор Аршинов. – Он говорил, если время ушло – сеять бесполезно. Строго следил, чтобы до самой посадки соблюдались условия хранения привозных саженцев. Это потом у нас появился питомник».

«Борис Николаевич был замечательный во всех отношениях человек. Грамотный, эрудированный специалист и умный, тактичный руководитель», - так отзывается о Федоренко Николай Татарченков, сам посвятивший лесному делу 30 лет жизни и прошедший на этом поприще путь от тракториста до лесничего.

Во время работы в сладковской районной газете «Трудовое знамя» (1965-1975 годы) я не раз брал интервью у Бориса Николаевича. Готовить в печать его ответы было легко: он излагал мысли чётко, ясно, образно. Подтверждением этого может служить его письмо, адресованное мне. Оно и о его отношении к жизни, к профессии, к Сладково – селу, ставшему для него второй малой родиной. Получил я его после того, как меня перевели редактором в Ярково. Вот что он писал:

«Юрий Семёнович, здравствуй! Извини, задержался с ответом: был в отпуске, отдыхал у родственников в Москве и на Днепре. Хорошо с родными, но как-то прикипел уже к Сладково. Ничем оно вроде не примечательно: прямая, как стрела, и широкая, как проспект, улица – это первое, что запоминается. Да и природа не ахти какая богатая, но полностью, на мой взгляд, может удовлетворить человека.

Жизнь идёт своим чередом, я по-прежнему остаюсь лесником. Дело в том, что с моей профессией нужно сидеть на месте, ведь мы по существу работники будущего: дерево растёт медленно, а кто же не хочет увидеть плоды своего труда.

Наши старшие ребята служат, а мы здесь втроём – с женой и младшим сыном Димой. Осенью должен демобилизоваться Сергей, он на Сахалине. Тогда у меня будет друг по охоте: ведь мало быть родственником, надо быть ещё и единомышленником, как мы с тобой. Надеюсь, когда-нибудь ещё встретимся.

Написал заметку об осине. На первый взгляд, дерево - всеми ругаемое, но ведь не без пользы существует на свете. Если понравится, удиви ярковских лесников. Скажут, откуда такой взялся. С горячим приветом Борис Федоренко».

В ярковской районной газете под заголовком «Не падчерица в лесу» статья была опубликована. В своих откликах читатели признавались, что только сейчас узнали, насколько, оказывается, полезно это скромное дерево – осина…

Говорят, человек за свою жизнь должен сделать три дела: вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Домов лесничий не строил, но за свою недолгую жизнь (он умер в 1985 году, не дожив до 60 лет) Борис Николаевич воспитал трёх сыновей и посадил в Сладковском районе более тысячи гектаров деревьев. Хорошая память!

О нынешних делах и заботах лесоводов района рассказывает лесничий Павел Григорьевич Ломовцев:

«На нашем попечении 100 тысяч гектаров государственного лесного фонда. В задачу входит обустройство, уход за посадками, лесовосстановительные работы, а также формирование насаждений в рубки -для обеспечения древесиной населения. С появлением компьютеров, Интернета, навигаторов работать в отрасли стало легче, но всё равно бумажных дел много.

Большую опасность для лесного хозяйств представляют пожары. В борьбе с ними нам поддержка и опора Сладковский филиал авиабазы охраны лесов от пожаров, его возглавляет Сергей Николаевич Фуников. Есть современная техника пожаротушения. Хуже всего, когда молния ударит в середину болота: сухие камыши горят подобно пороху. Но справляемся, даже получили Благодарность правительства Тюменской области.

Кого отметить в числе лучших работников? Андрея Михайловича Гришечко, Наталью Викторовну Меженную, Наталью Петровну Сергееву. Они и в лесу всё знают, и в документальных делах не ждут указаний, а берутся и делают. Настоящие профессионалы с богатым опытом…»

Удачи вам, лесоводы!

На снимках: супруги Федоренко с сыном Димой (фото 1973 года); ветераны лесного хозяйства В.Н. Аршинов и Н.Н. Татарченков у той самой рощи.

Фото Юрия Бубнова


58625