Прошлый раз мы рассказали о том, что в нынешнем году в России рекордно обострился дефицит кадров, особенно нового типа – для создания технологического суверенитета. Ведомства рассчитывают на разные сценарии привлечения работников. Однако исследователи, не отвергая их с порога, видят немало препятствий.
Минтруд, например, ориентируется на приток молодежи, особенно ребят 14−18 лет. Число вакансий для них выросло на 63%, а звать на собеседования их стали на 75% чаще. Спрос связан еще и с тем, что 14−18-летние, что называется на ты, с цифровыми технологиями.
— Часто подростков берут на вакансии курьеров, промоутеров, аниматоров, массовки для телешоу, ассистентов в детских кружках и секциях. Также они работают операторами кол-центров, копирайтерами или упаковщиками-стикеровщиками, — отметил заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков.
Сами подростки интересуются вакансиями работников кухни, официантов и помощников вожатых в детских лагерях, добавили в SuperJob. По данным платформы, зарплаты в этом сегменте варьируются в диапазоне от 12 до 50 тыс. рублей.
Однако заманить молодежь на рынок труда, считают эксперты, непросто.
- Представляет ли сейчас российская экономика в достаточном количестве рабочие места, которые интересны молодым людям? – задает риторический вопрос руководитель экспертного центра по трудовым отношениям и охране труда «Деловой России», соучредитель группы компаний SRG Виталий Федин. Ответ, как догадывается читатель, отрицательный.
«Если мы говорим о том, - продолжает эксперт, - что молодежь должна стать драйвером экономического роста, то нужно иметь в виду, что ценности и убеждения молодых людей должны соответствовать уровню технологического развития экономики. Культура определяет отношение человека к труду, модель его поведения на рынке труда».
Правда и то, что всё больше ребят поступает в колледжи, однако Ирина Абанкина, профессор Институт образования ВШЭ, призывает этой тенденцией не обольщаться:
- Рост популярности колледжей связан зачастую с подготовкой по программам специалитета по «модным» специальностям. Это стилист, дизайнер, бухгалтер, медсестра и другие. Интересно, что в 2021 году была введена короткая двухлетняя программа специалитета, в частности, по рабочим профессиям. Но конкурс сюда не такой высокий.
Молодых ребят сейчас нет на производстве по одной веской объективной причине, считает эксперт: « Дело в том, - говорит Абанкина, - что большинство заканчивает колледж к 16-17-и годам и сталкивается с барьером в устройстве на работу. Трудоустройство на производство, тем более тяжелое, ограничено до совершеннолетия. Есть ограничения по Трудовому кодексу. Возникают также вопросы с безопасностью труда подростков. Ведь юноши в 18 лет часто не обладают возможностями зрелого, сильного человека. Да и не выход это, когда на тяжелом производстве мы будем опираться в основном на 16-летних или на 60-летних. Ведь это группы риска – что подростки, что старики. Решать задачи государственной важности за счет групп риска – не выход».
Сейчас, по данным Роструда, ежегодно работают свыше 500 тыс. подростков, 15% этой категории населения (7,5 млн).
В начале апреля Госдума в первом чтении приняла законопроект, предлагающий убрать согласие органов опеки и попечительства на заключение договоров с лицами старше 14 лет. Достаточно согласия одного из родителей или законного представителя. В документе говорится лишь о легком труде в свободное от учебы время и не причиняющем вреда здоровью. Правительство сразу же предложило ряд доработок. В частности, сохранить согласие попечителя на трудоустройство несовершеннолетних.
Минтруд предложил предприятиям снизить для ребят 14-18 лет страховые взносы с 30% до 7,6%.
Такой подход, отметили аналитики, играет на руку работодателям, а не подросткам с их семьями. Сокращение ставки взносов почти втрое, вероятнее всего, расширит возможности официального найма подростков. Однако многие из них еще подумают, смогут ли они совмещать труд и большую учебную нагрузку. Тем более что её изменит, и скорее всего, не облегчит, очередная реформа высшего образования.
- Уменьшение взносов не компенсирует других затрат по трудоустройству несовершеннолетних, - говорит Дмитрий Порочкин, омбудсмен по соблюдению трудового законодательства. - Например, таких, как продолжительный ежегодный отпуск, составляющий 31 календарный день, сокращенное рабочее время, особенности оплаты труда. Есть ограничения по видам работ и профессиям, на которые можно трудоустраивать несовершеннолетних.
Кроме того, обратил внимание сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» Алексей Долматов, трудовые доходы подростка учитываются в общем объеме домохозяйств, которые претендуют на единое социальное пособие (его получают родители примерно трети детей до 18 лет).
- При трудоустройстве, - говорит Долматов, - подросток лишается всех доплат и льгот (по инвалидности, потере кормильца, уходу за пожилым родственником), которые зачастую выше, нежели его зарплата. После увольнения подростка нужно возобновлять весь пакет документов.
В таком случае родителям выгоднее отказаться от детского труда в пользу инвестиций в профессиональный капитал ребенка только с помощью его учебы.
Впрочем, это будет зависеть не только от зарплат, которые предложат подросткам. А зарплатные и карьерные ожидания у подростков часто завышены, и далеко не все готовы выполнять «непрестижную работу «за копейки», - говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.- Работодатели, по словам эксперта, «вряд ли готовы платить подросткам наравне с более опытными и зрелыми сотрудниками, уже имеющими диплом об образовании».
«Из-за этого известное мне процентное соотношение между согласием работодателей к найму несовершеннолетних и несогласием составляет 40% к 60%», – сообщил Порочкин. Тем не менее, как показывали исследования рынка труда, осенью прошлого года спрос на несовершеннолетних все же рос.
Отсутствие опыта при трудоустройстве на первую работу — вторая по частоте причина отказа молодым специалистам, и дополнительная возможность приобрести этот опыт до совершеннолетия будет кстати.
Вообще, выяснили эксперты проекта «Билет в будущее» и компания «Профилум», дети уходят после 9-го класса из школы (25%) по разным причинам. Первая и самая очевидная: не могут осилить школьную программу. Уходят, потому что родители не могут оплатить услуги репетиторов, а знания какие-то есть, но для поступления в вуз недостаточны. Иногда уходят, потому что друзья-одноклассники решают поступать в колледж: а школьная дружба – дело серьезное. Уходят, потому что не считают высшее образование важным. Правда, последних меньше всего. Наконец, уходят, потому что семья переживает не лучшие времена. И тогда ранний выход вчерашнего школьника на рынок труда – уже необходимость.
Кстати, Артем Кумпель из «Авито Работа» предупреждает, что подростки могут наткнуться на мошенников. По словам эксперта, если оплату сулят много выше, чем в похожих объявлениях, а описание вакансии размытое — это повод насторожиться. Еще один признак — платное обучение профессии.
Тем не менее, и в «Опоре России» и в Российском союзе промышленников и предпринимателей ожидают, что снижение страховых взносов поможет предпринимателям заполнить пустующие места. Но в любом случае речь, конечно, может идти об определенных видах работ, не требующих квалификации, производственного опыта. И всё же скепсис не покидает аналитиков.
- Даже если удастся одновременно сделать работу несовершеннолетних более привлекательной как для них самих, так и для работодателей, то речь пойдет в лучшем случае о десятках тысяч дополнительных работников на неполный рабочий день, – считает научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Игорь Ефремов. – Такое количество дополнительных рабочих рук никак не изменит ситуацию на рынке труда в целом.
Другой мерой привлечения кадров власти считают промышленный туризм. Если в 2022 году насчитывалось 800 тыс. промышленных туристов (в три раза больше, чем годом ранее), сообщил Минпромторг в конце апреля, то в 2023-м может стать в полтора раза больше. Изначально к этому делу примкнули около 20 регионов, а по итогам 2022- го их число выросло до 50. Некоторые субъекты разрабатывают стратегии промышленного туризма, встроенные в общую стратегию туризма в регионе.
Самой большой популярностью пользуются предприятия пищепрома, вдвое меньшей - легкая, машиностроение, еще меньше – металлургия, добыча ископаемых, а также технопарки. Основная целевая аудитория – студенты. «Посещение промышленных предприятий – неотъемлемая часть их практики; в первую очередь это касается инженерных специальностей», - говорит профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь.
Промышленный туризм поможет и с профориентацией школьников, окажется эффективным в рамках комплексного образовательно-просветительского подхода, считает менеджер по работе со студентами и молодыми специалистами компании Ancor Екатерина Сребродольская. «Уже сейчас мы видим примеры, когда крупные промышленные компании начинают работать с молодежью еще со школы, «ведут» целые классы, поддерживают отдельные специализации в техникумах, создают собственные кафедры в университетах», – говорит эксперт.
«Некоторые компании экспериментируют с новыми технологиями, VR-презентациями, игровыми форматами. Большую роль играет господдержка подобных инициатив», – перечислила Сребродольская и все же уточнила, что, по ее оценкам, сейчас активностей в этом направлении «не очень много».
Правда, в России промышленный туризм, по мнению Валерия Миронова, замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ пока складывается стихийно и сравнительно с мировыми стандартами развит недостаточно.
- Предприниматели либо боятся раскрыть коммерческую тайну, либо не уверены, что экскурсия на производство кого-либо заинтересует, - считает Миронов. - Особенно на фоне разрушающихся или перепрофилированных под бизнес-центры корпусов советских фабрик.
Эксперты говорят, что и здесь тормозит отсутствие законодательной базы, реестра объектов показа, слабое продвижение и кадровое обеспечение. Между тем, гендиректор Агентства стратегических исследований СИ Светлана Чупшева отметила, что в 2022-м около 400 промышленных предприятий уже проводят экскурсии как для взрослых, так для школьников и студентов. Упоминались, например, Саяно-Шушенская ГЭС и космодром Восточный. «В этом году планируем, что у нас еще где-то 300 предприятий присоединятся к этому проекту, – отметила Чупшева.
Как бы то ни было, предприятия рассчитывают закрыть часть вакансий. Надежды связывают с сезонным выходом на рынок труда выпускников колледжей и вузов. В этом году Минтруд «сводит» их с работодателями на «Всероссийской ярмарке трудоустройства», на которой представлено более 330 тыс. вакансий. Часть работодателей рассчитывают на государственные программы обучения и переобучения работников — как сообщал в марте глава Минтруда Антон Котяков. Сейчас в рамках нацпроекта «Демография» обучение проходят 28 тыс. человек.
Но многие эксперты сходятся в том, что российский рынок труда, по всей видимости, оказался дефицитным не только в 2022 году — он останется таковым на ближайшие пять-семь лет. И если за это время не удастся перейти на современные технологии, с помощью которых только и возможно кардинально повысить производительность труда – экономика так и будет чахнуть. А значит и мы с вами…