ЗЕРКАЛО СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

ГРАНИ ДУХОВНОСТИ

Окончание. Начало в № 6.

Очень понравилось мне высказывание протоиерея Льва Лебедева о периоде, когда Россия вдруг перестала осознавать свою самобытность, помню его наизусть: «Чего не могли достичь в древности мечом и огнём, интригами и заговорами недруги России, то самое теперь без труда достигается ими путем экономического, культурного, «духовного» обмена... Инвалюта и вообще деньги всё больше становятся в нашей жизни «богом», перед которым склоняются и раболепствуют высшие и низшие… Можно выгодно, с пользой для себя продавать лён, пеньку, соболей или нефть, газ, уголь, но нельзя продавать Родину и Веру! Эти «вещи» не продаются и не обмениваются. Можно идти на уступки и компромиссы даже с недругами, но до определённого предела».

Купеческое слово – это тоже наследие предков. Очень бы не помешало сейчас такое наследие. В нашей действительности закон мало что значит, он стал как «дышло», а раньше одно слово решало. И ещё много чего из прошедших времён не помешало бы ныне взять за основу.

Сейчас действительно другие времена, но с современными ценностями как-то сложновато… Мы «цифровизируемся», но нельзя «оцифровать» мораль и нравственность, духовное начало и достоинство, совесть и благородство, культуру и искусство, любовь и семью…

Если сейчас всем, независимо от достатка и занимаемой должности, не опомниться и не начать делать посильные для возрождения родовой памяти каждого из нас вещи – пропадём!

– Но всё ли из исторического наследия вы видите достойным интеграции в возрождённую российскую культуру, или что-то всё же лучше оставить в прошлом? Как, например, быть с крепостным правом, Домостроем или самодержавной монархией – могут ли они тоже считаться частью нашего культурного кода?

– В каждом веке нашей истории были свои плюсы и минусы, гении и злодеи, создатели и предатели, но это наша история. И нельзя от неё отказываться в угоду кому-либо или переписывать, как мы частенько делаем. Мы про крепостное право знаем только из учебников, но так ли всё было на деле? Мне деды и прадеды, которых я застала в живых, не рассказывали про ужасы крепостничества, а вот про то, что у моего прадеда-крестьянина в селе Онуфриево Исетского района Тюменской области льняная фабрика была, – рассказывали. До сих пор изделия сохранились почти в первозданном виде, хотя им уже более ста лет. С другой стороны, по отцовской линии, были зажиточные крестьяне. Все работали на земле, просто земельных наделов было много (повезло с сыновьями, наделы давались на души мужского пола). Хорошенькое такое крепостное право.

Сегодня сколько хочешь земли, но никто её брать не хочет, работать на земле разучились. Уже давно рабовладельческое право возродилось во всей своей неприглядной красе – никакой социальной защищённости, а зачастую и официального трудоустройства, с зарплатами вообще отдельная история, а мы этого будто и не замечаем. Крепостное право – это «цветочки» по сравнению с нынешними реалиями. В XIX веке никто выделенные крестьянам наделы не забирал, а что происходит сейчас с землёй, которая в собственности, и с недвижимостью, – диву даёшься.

Домострой – это всего лишь уклад православной семейной и хозяйственной жизни, я бы сказала, Библия семейных отношений. Не будем лукавить – семью разрушили до основания, корни рода утрачены, уважение потеряно. Раньше мальчики рано становились мужчинами, несли ответственность за семью, а девочки с детства знали женские обязанности. А сейчас до тридцати лет – всё ещё сыночек неразумный. Сегодня гвоздь приколотить далеко не все могут, да и щи приготовит далеко не каждый.

Не должна мать принимать решения за сына, он не вырастет мужчиной, останется сыночком. Мы чуть до однополых браков не докатились, до изъятия детей из семей, смены пола детей без согласия родителей. Что плохого, если возродить семью, уважение, почёт, умение нести ответственность, вести домашнее хозяйство, почитать род свой, Веру, Семью, Отечество?

Чем больше углубляешься в историю самодержавия, отличную от советских учебников, тем больше начинаешь уважать самодержцев. Ни один царь не отдал своей территории, строили военные госпитали, заботились о воинстве своём. Прирастили Россию Сибирью, Новороссией, строили города, музеи, монастыри, ткацкие фабрики, военные заводы, открывали школы и университеты, пансионы благородных девиц, служили Отечеству, занимались благотворительностью. А если бы осуществились Столыпинские реформы, то Россия вышла бы на первое место в мире.

Сестричество создали первые леди государства Российского, начиная от Елизаветы Петровны. Во все войны – Крымскую, Турецкую, Японскую, Первую мировую – Великие Княгини, их дочери, работали сиделками и ухаживали за ранеными солдатами. Далеко не все они были русскими, но не предавали своего государства. Возьмём ту же Екатерину Великую, немку по рождению – не будем перечислять, что она сделала для России.

Если первые леди руководителей регионов, областей и разных муниципалитетов сейчас так же подставят своим мужьям плечо в сотворении добрых дел, то мы сохраним Россию. За каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина.

– А как быть с относительно современными культурными явлениями? Песни группы «Кино» или фильм «Ирония судьбы» – являются ли они частью русского культурного кода?

– У нас всегда какие-то перегибы. Мы или про старое забываем, вычёркивая его из жизни, или новое пытаемся отвергнуть... В зависимости от веяния. Всё должно быть в балансе. Замечательные песни группы «Кино», замечательный фильм «Ирония судьбы», которому уже скоро будет пятьдесят лет – без сомнения, часть российской культуры. Нужно просто любить своё, русское, не стыдясь и не оглядываясь на моду. У каждого свой вкус, кому- то нравится, кому-то нет, но это наше наследие.

– Новый Иерусалим задумывался его создателями ни много ни мало как религиозная и духовная столица Российского государства. Как вы думаете, есть ли шансы на возвращение к этой идее на новом этапе?

– Не совсем так. Новый Иерусалим задумывался как Центр Православия. Когда Патриарх Никон с царём Алексеем Михайловичем открыли место для строительства Ново-Иерусалимского монастыря, они задумывали его как «Иерусалим Небесный на земле».

Новый Иерусалим в Откровении Иоанна Богослова означает – Небесный град, Царство Божие. Подмосковный Новый Иерусалим – отображение Царства Божия на земле, и это куда больше, чем просто духовный центр или религиозная столица.

– В числе ваших планов – развитие связей между Тюменью и Русской Палестиной. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем видении этого процесса.

– Фонд «Русская Палестина» зарегистрирован в Тюмени, корни мои тоже здесь. Хочется сделать что-то доброе для своей земли. Да и в названии фонда присутствует слово Палестина. Одно из значений слова «палестина», «палестины» – родина, отчизна, родные, близкие места.

У каждого из нас есть своя Святая земля, свои палестины – там, где мы появились на свет, учились, где жили наши предки, родились дети или прошло наше становление. В каждой земле есть свои святые – молитвенники и новомученики, пострадавшие за веру, и другие люди, оставившие неизгладимый след в истории. Это наша родовая сила, соль земли, но, к великому сожалению, про них знают далеко не все.

В фонде есть проект «Покорённые Сибирью. Святые. Герои. Подвижники. Труженики». Он посвящён святым покровителям тюменских земель и выдающимся сибирякам – таким как Долмат Исетский (Дмитрий Мокринский, городничий Тобольска, причисленный к лику святых), Михаил Красноцветов (Аромашевский священномученик, канонизированный в 2021 году), Евдоким Яковлев, основатель бальнеологии Тюменской области, и многим другим нашим землякам. Руководителем проекта является Татьяна Тепышева. Именно её стараниями была проведена большая исследовательская работа для канонизации священномученика Михаила (Красноцветова). Кстати, совсем недавно его икона, привезённая из Тобольска Татьяной Тепышевой и директором по развитию фонда Татьяной Сосниной, была передана в тюменский храм Всех святых в земле Русской просиявших на Логунова. Надеюсь, у нас ещё будет возможность поговорить об этом проекте подробнее.

В процессе – создание Центра культурного наследия, который объединит всех неравнодушных и положит начало множеству новых проектов. В их числе – проект по возрождению хлеба на живых заквасках по старинным монастырским рецептам. Планируем запустить Школу меценатов. Для подрастающего поколения очень важно знать про меценатов, которые были ранее, и про тех, кто сегодня возрождает русскую землю.

Однажды, общаясь с сотрудниками Департамента культурного наследия Тюменской области, я рассказала, что род мой по отцовской линии из села Липиха Упоровского района, и мне в ответ сказали: в Липихе тоже нет храма. Я восприняла это как знак свыше и решила его построить. Пока не приступила, но, думаю, Господь управит.

Существует ещё множество добрых проектов по разным направлениям и на разных территориях, которые предполагают тесное взаимодействие. Сегодня проекты фонда вышли далеко за пределы как Русской Палестины, так и Тюменской области. Мы получили благословение наместника Ново-Иерусалимского монастыря, архимандрита Феофилката, на смену названия фонда. И скоро будем реализовывать свои проекты и программы под новым именем – «Наследие Нации».

Благодарю всех сопричастных и приглашаю к сотрудничеству!

НА СНИМКАХ: Ирина Лепихина.

Роман БЕЛОУСОВ /фото предоставлено фондом «Русская Палестина»/


57764