ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ

МИР СПОРТА

«Всю жизнь на деревяшках бегала». Такое признание сделала в своём интервью семнадцатилетней давности ветеран лыжного спорта Зинаида Андреевна Кузьминых. На встречу с известной в прошлом гонщицей меня сподвигла тогдашний директор музея истории областного спорта Ираида Филипповна Попова: оказывается, её протеже первой из тюменских лыжниц выполнила мастерский норматив. Обнаружив недавно запись той стародавней беседы в своём неиссякаемом архиве, возгорелся желанием продолжить её. Увы. Сегодняшняя хозяйка музея Татьяна Охотина сообщила: в 2019-м, отметив 80-летие, Зинаида Андреевна ушла из жизни. Так что предлагаемое вниманию читателей интервью выходит без задуманного продолжения.

«Из женщин первым мастером спорта стала в 1963 году Зинаида Андреевна Кузьминых. Она с 1956 по 1966 год была чемпионкой области по лыжам, в составе сборной области выступала на многих республиканских соревнованиях. В 1968 году Зинаиде было присвоено звание «Почетный мастер спорта». Эту информацию я нашёл в «Энциклопедии физической культуры и спорта Тюменской области» накануне запланированной встречи с известной в прошлом лыжницей. Так что стартовый вопрос к своей собеседнице созрел сам собой.

– Зинаида Андреевна, вы помните те соревнования, на которых вам покорился мастерский норматив?

– Такое не забывается. Это было зональное первенство, проходившее в Новосибирске. За сборную области тогда выступали Миша Иванов, Толя Мельников, Саша Аксарин, Витя Червяков, Валя Ерёмина, Нина Утеева, Лида Сидорова… Погода была сложная – температура 0 +1. Мазь подобрать под наши деревяшки оказалось делом трудным. Помню, Толя Мельников подбирал- подбирал, но всё без толку. А до старта оставалось минут, наверное, тридцать. Остальные девчонки тоже в ожидании. Тут у Толи нервы не выдержали. Психанул, высыпал перед нами все коробочки: «Мажьтесь, чем хотите». Тогда я к нему подкралась и ласково так: «Толя, а тебе какая мазь больше понравилась?». Он растаял и уже без раздражения: «Ты же знаешь – «ноль плюс три».

А у меня в новосибирской команде девчонки знакомые были. Слышу, тренер им говорит: «Кладите два слоя, но тоненьких- тоненьких». Из его дальнейшего наставления я поняла, что в этом случае лыжи не будут цеплять много снега, и значит, подлип во время бега исключён. Кстати, кто положил мазь двумя тонкими слоями, тот и пробежал хорошо. А потом я услышала ещё одну ценную подсказку. Её изрёк всё тот же новосибирский тренер, выпуская на старт мою знакомую: «Мягче загружай лыжу». Тут-то я поняла, почему у меня во время разминки снег на лыжи безбожно налипал, и я бежала по лыжне как будто на каблуках – жёстко ставила лыжу.

На десятикилометровую дистанцию отправилась через две минуты после старта моей новосибирской знакомой. Старалась катить мягко – вроде скольжение ничего. Разогналась прилично. И вдруг увидела впереди эту свою знакомую. Сперва глазам не поверила – быть такого не может, ведь она очень сильная гонщица, одна из основных претендентов на победу. Тут тренер к ней подбегает и кричит: «Ты посмотри, кто тебя догоняет – Тюмень»! Она обернулась и удивленно: «Ты?!» И как припустила… Больше я её не видела. В итоге моя знакомая показала лучший результат. А я стала седьмой и выполнила мастерский норматив.

– Его присваивали, как я понял, вошедшим в первую десятку?

– Войти в десятку – это лишь одно из трёх обязательных условий. Необходимо было также опередить определенное количество мастеров спорта и показать «мастерское время». У меня тогда всё сошлось, как надо. Правда, вымоталась тогда капитально. К тому же пальцы ног подморозила – бежала ведь в новых ботинках, которые были на размер меньше моего.

– А «Почётного мастера спорта» за что дали?

– Пять лет подтверждала мастерское звание, вот и заслужила.

– Вы коренная тюменка?

– Я родом из Кондинского района. Жила там до 1952 года. А потом, закончив шесть классов, переехала с родителями в Салехард. Там около десяти лет прожила. Закончила «восьмилетку», затем – национальное педучилище…

– Отделение физвоспитания?

– Нет, по диплому я – учитель начальных классов. Знала, между прочим, ненецкий язык. На нём даже уроки давала во время практики. Но по специальности трудиться не довелось. После педучилища год работала тренером в ДЮСШ. Её организатором и директором был Евгений Михайлович Кузнецов. Он приехал в Салехард в году, наверное, 57-м и сразу же взялся за организацию спортшколы. Сам он был гимнастом. А окружком физкультуры возглавлял тогда Александр Иванович Белый. Это при нём в Салехард начали приезжать сильные спортсмены и тренеры. Приехал, помню, из Тюмени отличный легкоатлет и игровик Геннадий Рыбаков, не один приехал – с женой-гимнасткой (у обоих было спортивное образование). Я к ней на тренировки ходила…

– Что, лыжи надоели?

– Нет, что вы! Лыжи я не думала бросать. А почему к ней пошла… Знаете, она мне как-то сказала: «Зина, ты будешь лучше бегать, если походишь ко мне на гимнастику». А я в это время была уже чемпионкой области. И что вы думаете, походила к ней год, и техника лыжного бега стала лучше осваиваться. Так что я очень ей благодарна.

– А лыжами вы начали заниматься…

– В шестом классе, когда ещё в Кондинском районе жила. Тогда у нас в школе физкультуру вёл вернувшийся из армии Василий Куклин. Даст нам задание, и мы носимся по километровой лыжне, проложенной нами на картофельном поле. А в Салехарде немного тренировалась у Юрия Сергеевича Обливина, того самого, что в 1967 году возглавил группу лыжников, совершивших переход «Салехард- Ленинград».

– Вы тогда уже жили в Тюмени?

– Да, в областной центр я переехала в 1961 году. Тренировалась у Мельникова. А ещё много занималась лёгкой атлетикой, это мне, конечно, мешало. Но что поделаешь – надо было выступать за команду (я училась в пединституте на биофаке). Добегалась как-то до перетренировки. Гена Хомутов меня даже пожалел: «Бросай ты, Зина, эту лёгкую атлетику». Вняла, было, его совету. Но на моё «я не буду выступать в соревнованиях по лёгкой атлетике» Георгий Михайлович Нечаев (он тогда заведовал в нашем институте кафедрой физвоспитания) отреагировал спокойно: «А ты не рви, сломя голову, пробеги потихоньку для зачёта». Ну, как я могу пробежать потихоньку 400 или 800 метров, когда мои мышцы знают, как им работать, какой темп держать. Попробовала всё-таки однажды пробежать на соревнованиях «четырёхсотку», не выкладываясь. Но всё равно не выдержала – припустила на финишной прямой, еле ноги дотащила. Нечаев тут же выговорил: «Что, не могла помедленнее бежать? Смотри, разрыв какой…» Я разозлилась, бросила шиповки на траву и… перестала заниматься лёгкой атлетикой.

После окончания института меня оставили на кафедре физвоспитания преподавателем. Так что по специальности ни дня не довелось работать. Конечно, постоянно страдала, что у меня нет специального образования. Но я была девушкой настойчивой. Занятия по лыжной подготовке могла вести и без подсказок, хотя кое-чему подучивалась у Владимира Ивановича Юдина, старшего преподавателя. Лёгкую атлетику, игровые виды тоже преподавала без особых проблем. А вот с гимнастикой… Знаете, иногда в перерывах между занятиями я то с Зоей Валентиновной Бронниковой, то с ещё одним преподавателем запиралась в спортзале, и… у нас начинался «семинар- практикум»: мой консультант забирался, к примеру, на брусья, и выполнял зачётную комбинацию, комментируя каждое движение. Потом мы менялись местами, и я пыталась выполнять упражнения под диктовку, сыпавшего гимнастическими терминами коллеги. В конце-концов освоила учебную программу гимнастического курса, за что благодарна своим тогдашним ассистентам. Одиннадцать лет на кафедре проработала. А потом, в 77-м, уехали к родителям мужа в Кемерово. В Тюмень вернулась уже пенсионеркой. По выходным стараюсь ходить на лыжах – купила себе «полупластик». Когда похолоднее – хожу на своих деревяшках. На них как- то привычнее – я ведь всю жизнь на деревяшках бегала. Ну а летом довольно много времени провожу в лесу – собираю грибы, ягоды. И запросто выношу всё, что собрала.

НА СНИМКАХ: Зинаида Кузьминых; к старту готовы.

Сергей ПАХОТИН /фото из архива музея истории областного спорта/


57762