Семь лет – много или мало? А это смотря о чём идёт речь. Для человека – детский возраст. А вот для книжного магазина – целая жизнь. Во всяком случае, срок вполне достаточный для того, чтобы можно было уже подвести промежуточные итоги.
За семь лет своего существования магазин «Никто не спит», благодаря своей создательнице Дарье Новиковой и её команде, стал, без преувеличения, уникальным явлением в культурной жизни Тюмени. Сегодня это не только кладезь неформатной литературы, которую не встретишь в книготорговых сетях, но и культурный центр, площадка для творчества, дискуссий и реализации самых различных арт-проектов.
– Откуда у вашего магазина такое необычное название, что оно означает? – спрашиваю я у сотрудницы магазина, специалиста по закупкам и формированию ассортимента Катерины Барзовой.
– С графиком нашей работы это никак не связано, – улыбается Катерина. – «Никто не спит» – отсылка к названию книги шведской писательницы Катарины Киери. Мне нравится это название, оно звучное, яркое, запоминающееся и вызывает у каждого свои ассоциации. Кстати, Катарина Киери была в Тюмени по приглашению библиотечной системы и приходила к нам в книжный. У нас остались самые тёплые воспоминания о встрече и фото на память.
– А насколько целесообразна концепция магазина интеллектуальной литературы и non-fiction с точки зрения бизнеса? Ведь потребителей бульварного чтива заведомо больше, а следовательно, выше и спрос на неё.
– Вокруг магазина сформировался постоянный круг посетителей и покупателей, с которыми и для которых мы работаем. Кроме того, «Никто не спит» – магазин смешанного формата. У нас есть журнальная секция, где можно найти журналы, которых нет в ритейл-доступе в Тюмени, такие, например, как «Орнамент» или «Искусство кино». Имеются в магазине и дополнительные товары – изделия наших мейкеров и художников, оригинальные сувениры из Тюмени: керамические броши, сумки с ручной росписью, кружки со зверятами и многое другое. Накануне Нового года и других праздников мы продаём много эксклюзивных открыток. Книги, даже очень редкие можно отыскать, сильно постаравшись, и в других местах, а наша дополнительная продукция уникальна.
– С какими издательствами вы сотрудничаете и по какому принципу подбираете книги?
– Таких издательств много. Могу назвать, в частности, Tatlin, Ad Marginem, Commonplace, «Питер», «Кучково поле», «Три квадрата», «НЛО», «СЕАНС», периодику HeimStudio, «Носорог», «ЛОГОС», «Транслит», «Синий диван», speech…
Я занимаюсь книгозакупками уже более пяти лет, и опыт позволяет достаточно уверенно ориентироваться в книжном рынке. Но, конечно, ничто не стоит на месте, и надо непрерывно следить за изменениями, искать новые издательства. Важно только, чтобы они были нам доступны, у магазина бывают разные финансовые периоды, в том числе и достаточно сложные, а книги непрерывно дорожают.
– Как вы расцениваете долгосрочные перспективы книжного бизнеса в свете появления и бурного развития такого явления, как электронные книги и букридеры? Выживет ли бумажная литература в обозримой перспективе?
– Я немало общаюсь с нашими покупателями. И они говорят, что часть книг действительно читают с ридеров или даже онлайн на сайтах. На то имеется несколько причин: во-первых, нет достаточно денег, чтобы покупать всё в бумажном варианте, а во-вторых – место на книжных полках тоже ограничено.
К тому же мы живём в такое время, когда люди часто, и иногда неожиданно для самих себя, релоцируются, а увезти с собой большую личную библиотеку, конечно, затруднительно. Поэтому если раньше, в советские времена, книжный шкаф с «дефицитной» литературой был предметом гордости, то сейчас к этому относятся проще и оставляют в «бумаге» только самое избранное – подарочные издания, книги по искусству, архитектуре, фотографии, а художественную литературу – крайне выборочно, лишь то, что по-настоящему «зацепило». Так что, считаю, вопрос о конкуренции бумажных и электронных книг не стоит, они просто будут занимать разные ниши.
– Каков портрет вашего типичного посетителя- покупателя?
– Это очень разные люди, и «усреднить» их очень сложно. Существует стереотип, что к нам ходят исключительно студенты и преподаватели. Это не совсем так. Кроме них нашими покупателями являются семейные люди, приезжающие к нам в выходные за детскими книгами. Отдельной замечательной категорией наших покупателей являются туристы из других городов – Екатеринбурга, Омска, Москвы… Когда в «Школе перспективных исследований», находящейся с нами в одном здании, проходят конференции, их участники приходят к нам за книгами и сувенирами. При этом у нас нет средств на рекламные кампании, нашей главной рекламой служит «сарафанное радио». Ну и наш не совсем обычный формат. У многих клиентов есть запрос не только на приобретение книг, но и на общение, и они могут непринуждённо поговорить с нами или прийти на наше мероприятие.
– Кстати, о мероприятиях. «Никто не спит» является не только книжным магазином, но и культурным центром – образовательной, лекционной и досуговой площадкой. Расскажите, пожалуйста, об этой его ипостаси подробнее.
– Большая часть наших лекционных и досуговых мероприятий проходит в стенах магазина. Мы устраиваем киносеансы, проводим презентации новых книг, зачастую с участием авторов. Например, на семилетнюю годовщину магазина к нам прилетала замечательная писательница, автор бестселлера «История старой квартиры» Александра Литвина. Периодически у нас проходят книжные клубы. Последний был посвящён лауреатке Нобелевской премии Анне Арно.
Приглашаем на мероприятия всех интересующихся современной литературой. За анонсами можно следить на страницах магазина «Никто не спит» в социальных сетях. Участие почти во всех из них бесплатное. Таким образом мы стараемся внести свой вклад в культурно-образовательную жизнь Тюмени, которая, на мой взгляд, развивается не так интенсивно, как хотелось бы. Но, к сожалению, от простых энтузиастов и даже малых предпринимателей здесь мало что зависит, необходима коллаборация если не с городскими и региональными властями, то с крупными инвесторами.
– Что же читают сейчас продвинутые тюменцы, какая литература пользуется у вас спросом?
– Могу особо выделить книги проекта «Азбука понятий» издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге. Это серия книг, каждая из которых является исследованием каких-то значимых явлений, таких как экономика, техника, религия, государство, деньги, война… В прошлом году поднялся спрос на книги об истории и коллективной памяти, такие как «Неудобное прошлое» Николая Эппле и «Мобилизованная нация» Николаса Старгаррдта. Большой популярностью пользуются комиксы и графические романы.
– Сказалась ли на вашей работе волна запретительства всего и вся от законодательных и надзорных органов? Стало ли сложнее?
– В определённый момент мне стало несколько тревожно, потому что неизвестно, с чем можно столкнуться на фоне массовой невротизации – кто может прийти в магазин, что сказать и какую кляузу написать по любому поводу. У одной женщины, например, неожиданно появилась к нам претензия – почему художественная литература распределена по авторам, а не по разным странам. Были и другие странные вопросы, но, к счастью, процент неадекватных людей оказался невысок.
Конечно, в новых реалиях необходимо внимательнее, чем раньше, отслеживать законодательную деятельность, списки «иноагентов» и своевременно реагировать на изменения – ставить соответствующую маркировку, оборачивать книги в целлофановую плёнку, продавать их по предъявлении паспорта и тому подобное. Некоторые книги даже пришлось убрать из торгового зала по просьбе самих издательств, привлекших к себе повышенное внимание органов – «PopcornBooks» и «IndividuumBooks».
– Существуют ли негласные индексы запрещённых либо нежелательных книг и писателей?
– Централизованных и общеобязательных нет, они появляются в связи с волеизъявлениями частных лиц – сотрудников и директоров тех или иных книжных предприятий, магазинов.
– И напоследок традиционный вопрос – каковы ваши дальнейшие планы?
– Создать в рамках магазина публичную библиотеку. Московский музей «Гараж» в рамках своей издательской программы отправил нам партию книг по искусству и кураторству, кроме того у нас имеется прекрасная коллекция замечательных комиксов нашего друга Гоши Елаева и его арт-группы «Космическая корова», поднявших движение комиксистов Тюмени на совершенно новый уровень. Кстати, комикс- читки «Космической коровы», проходившие в нашем магазине, пользовались огромным успехом. Это перформативные встречи художников, где все желающие зачитывают вслух свои рисованные истории с элементами анимации, танца, театра и поэзии.
Очень хотим устроить читательскую встречу с тюменской писательницей Лидией Русаковой, автором детского бестселлера «Истории Греты». Многие приходят к нам в магазин целенаправленно именно за этой книгой. Когда это будет – пока неясно, следите за нашими анонсами в социальных сетях.
Роман БЕЛОУСОВ /фото из архива Катерины Барзовой/