ЗЕРКАЛО СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

ГРАНИ ДУХОВНОСТИ

Верующие люди считают, что всё происходящее в их жизни совершается не случайно, а промыслительно, то есть предопределено свыше. Ну, если не всё, то, во всяком случае, самые важные и судьбоносные события. Вот и Ирина Ефимовна Лепихина уверена, что в своё время покинула родную Тюмень для того, чтобы годы спустя отыскать своё настоящее жизненное предназначение в проекте «Русская Палестина». И что не просто так в далёком уже 2014 году дорога к её очередному месту работы – отелю «Мистраль» Газфонда на Истринском водохранилище – пролегла мимо Ново-Иерусалимского монастыря.

Эта монашеская обитель называется так не случайно – по замыслу её создателя, патриарха Никона, архитектурный ансамбль и топография монастыря и окрестностей должны были отсылать к топографии библейского Иерусалима и служить своего рода иконой пребывания и деяний в нём Иисуса Христа. При строительстве монастырского собора за основу были взяты параметры Храма Воскресения Христова, внутри него имелись свои Голгофа и Гроб Господень, а вся окружающая местность как в зеркале отражает евангельскую символику. Так, холм, на котором возвышается собор, назвали Сионом, соседние возвышенности получили наименование Елеона и Фавора, а ближайшие сёла стали Назаретом и Капернаумом. Даже участок реки Истры, протекающий по монастырским владениям, стал Иорданом, а огибающий монастырский холм ручей превратился в Кедронский поток. А впоследствии под землёй в этих местах нашли соляной раствор, соответствующий по составу солям Мертвого моря. Создатели прочили Новому Иерусалиму судьбу религиозной и духовной столицы России, а может быть, и всего православного мира, но этим планам так и не суждено было сбыться из-за политических пертурбаций той неспокойной эпохи. Тем не менее грандиозный комплекс монастыря стал одним из главных украшений Подмосковья.

При виде величественных монастырских стен и куполов Ирина Ефимовна почувствовала, что называется шестым чувством, что этому месту суждено сыграть важную роль в её судьбе. Так в итоге и вышло. Возглавив «Мистраль», она познакомилась с настоятелем монастыря, и у них сложились добрые отношения. А через какое-то время Ирина Ефимовна возглавила туристический кластер «Русская Палестина» в администрации Истринского района.

На новом месте предстояло много работы. Ново-Иерусалимский монастырь восстанавливался после запустения советской эпохи, но восстановление других объектов Русской Палестины не входило в эту программу. Встала новая задача – возродить все оставшиеся места подмосковной Палестины в первозданном виде. А ещё, что не менее важно, – не ограничиваясь одной лишь реставрацией архитектурных комплексов, вернуть им изначальный уникальный дух и душу, чтобы образ Святой Земли не превратился в очередной туристический китч «а-ля рюсс», каковых много появилось за последнее время.

Постепенно вокруг Лепихиной сформировалась дружная команда единомышленников из архитекторов, художников, скульпторов, краеведов, экскурсоводов и других неравнодушных, незаурядных творческих людей. И закипела работа.

В процессе деятельности лидер проекта ставила перед собой и своей командой всё более и более амбициозные, значимые задачи. И в 2018 году по благословению настоятеля Ново-Иерусалимского монастыря на свет появился благотворительный фонд «Русская Палестина», нацеленный на по- настоящему масштабные свершения. Ни много ни мало – возрождение национальных духовных ценностей и культурного кода русского народа.

Сегодня благотворительный фонд – это не только проект "Святыни Русской Палестины", но и огромное количество иных проектов – благотворительных, образовательных, просветительских, инновационных, культурных, исторических, молодёжных, волонтерских, инклюзивных, международных... В их числе – запуск школы культурного наследия для молодёжи, создание новых духовных центров, восстановление объектов культурного наследия и старинных усадеб, повышение значимости человеческого капитала, производство хлеба на живых заквасках по старинным монастырским рецептам, возрождение народных промыслов, объединение меценатов и благотворителей и многое другое.

Ирина Ефимовна зарегистрировала фонд на своей родине, в Тюмени. Как она объясняет, чтобы сразу расширить его географию.

– Восстанавливая Русскую Палестину, мы возрождаем Россию, – уверена автор проекта.

– Фонд «Русская Палестина» ставит своей целью сохранение и восстановление национального культурного кода России. А что это – русский культурный код? Что он из себя представляет. Можно ли его чётко сформулировать, и если да – то как? – спрашиваю я у Ирины Ефимовны.

– Мы все знаем ответ на этот вопрос с рождения – с того момента, когда стали понимать сказки, которые нам читали на ночь мамы, бабушки и иногда папы. Из сказок, мультфильмов и детского кинематографа мы узнавали о русских богатырях, русских красавицах, добре и зле, мудрости, традициях, культуре других народов, познавали основы русского духа. «Там русский дух – там Русью пахнет» – такое выражение было почти в каждой сказке.

Потом родители перестали читать сказки, а детский кинематограф был уничтожен «под корень». Нам стали внедрять другой культурный код, совершенно чуждый. Процесс внедрения почти завершился, на всех уровнях – от детского сада до вузов, осталось всего чуть-чуть, и перезагрузка будет закончена. Для того чтобы стать «Иванами, родства не помнящими», потребовалось всего лишь тридцать с небольшим лет.

Культурный код у меня ассоциируется с некой закодированной информацией, переданной нам предками на генетическом уровне. Это нечто бессознательное, чтобы мы не утеряли свою идентичность, собранную веками и поколениями, и связь со своей землёй. Передача мастерства от отца к сыну, молитва от матери к дочери, любовь к родному очагу, как к месту силы рода. Родовой герб, национальные вышитые узоры, кружевоплетение, бисероплетение, даже ткачество – всё несло определенный смысл и оберег.

Культурный код – это иконы, мощи святых, святыни Земли Русской. В иконах закодированы многие знания. И мы знаем много чудес, когда иконы и святые являлись защитить от напасти, останавливали врагов. Русская Палестина – это тоже икона. Икона на местности, ландшафтный аналог Святой земли, часть нашего культурного кода.

– Можно ли говорить о едином культурном коде для такого многонационального государства, как Российская Федерация, где перемешано множество народов, культур и религий?

– Культурный код – это, кроме всего прочего, уважение к предкам, традициям, нравам, обычаям и культурным особенностям своего народа, гостеприимство, семейные традиции, история, культура, литература, этнос, культурное наследие, воспитание детей в традициях рода, умение брать на себя ответственность, гордиться своей страной, а значит, домом, где ты родился и вырос. Для любого народа, независимо от вероисповедания и национальности, нет ни одного пункта из вышеперечисленного, который бы претил вере или шёл против неё.

Несмотря на множество культур, религий и национальностей, мы всегда жили как один народ, как одна большая семья, хотя при этом у каждого этноса были свой национальный язык, своя культура и свои традиции, которые уважались другими.

А негативные примеры – нарушение правил приличия, неуважительное отношение к старшим, хамство, мат – не являются характеристикой какой-либо национальности или вероисповедания. Ещё тридцать лет тому назад такие вопросы даже не стояли на повестке дня, а сегодня подобным грешат все, независимо от национальной принадлежности.

– Какие пути и средства вы видите для возрождения культурного кода? Что для этого предпринимаете и что хотели бы предпринять?

– Главное – не «заболтать». Это не какое-то пафосное действо, а сохранение самих себя, своей внутренней сути. И не следует ждать от кого-то помощи, нужно просто делать, что по силам каждому из нас. Начинать надо с истории земли, на которой мы живём. Выяснить, кто здесь жил до нас, чем эти люди занимались, какие у них были ремёсла и промыслы, найти всё самое ценное, уникальное – кто основал это село, район или город, кто из благотворителей, меценатов, святителей или мучеников оставил здесь свой след, и на этой основе создавать и популяризировать бренд территории.

Необходимо найти местных краеведов, историков, старожилов, поднять архивы. Однозначно не обойтись без сотворчества с креативной молодёжью, продвижения в социальных сетях. Очень важна сопричастность к поискам своего наследия как органов власти, так и самых широких слоёв населения. Только в таком случае начнётся большая совместная работа по развитию территории, созданию локаций, привлечению туристов, и появится интерес к созданному пространству. Тогда территория начнёт жить другой жизнью – не отдельно от нас, а вместе с нами.

По всем этим направлениям мы и работаем, в тесном сотрудничестве с государственными органами. Радует, что отношение к данному вопросу изменилось в положительную сторону, но праздновать рано, впереди ещё очень большая работа на законодательном уровне.

Хотелось бы разработать такой законопроект, чтобы все причастные к восстановлению того или иного объекта наследия имели определённые преференции после его запуска, тогда они будут заинтересованы в его развитии и жизнедеятельности. Ещё предстоит провести большую работу по обучению гостеприимству местного населения, от этого напрямую зависят развитие территории, инвестиционная составляющая и пополнение бюджета.

– Большая часть ценностей, к которым вы апеллируете, – из патриархального прошлого. Сейчас же другие времена и реалии. Более того – они меняются с каждым годом, и эти изменения происходят всё стремительнее. Не будет ли выглядеть наследие предков на фоне современных и тем паче грядущих перемен устаревшим и архаичным?

– Ценности не имеют временного измерения. Родина, Вера, Семья, хоть они и из патриархального прошлого, но никогда не потеряют своей значимости, невзирая на времена и реалии.

Продолжение в следующем номере.

Роман БЕЛОУСОВ /фото предоставлено фондом "Русская Палестина"/


57719