В ЧЁМ БЫЛ ПРАВ БУРАТИНО

ОБРАЗОВАНИЕ

В ТЮМЕНИ ДАН СТАРТ ГОРОДСКИМ КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА»

Обычно торжественные церемонии открытия похожи одна на другую, в них всегда больше официального, чем креативного. Но организаторы муниципального этапа конкурса «Педагог года-2023» подошли к этой процедуре нестандартно. Конечно, без официальных речей и приветственных слов в такой ситуации обойтись невозможно, да и не нужно. Статус-кво должен быть соблюден. Но к нему как к традиционному блюду добавили приправу, что привычно-знакомое приобрело новый вкус, как если бы кушанье готовил не повар-новичок, а, минимум сушеф известного ресторана.

ТРИ – В ОДНОМ

Но для начала – о главных ингредиентах. Во-первых, 2023 год объявлен в России годом наставника и педагога. Это подчеркивает особый статус тех, кто учит, тех, кто учит учить, и в целом – важность педагогической работы. Во- вторых, несколько слов о самом конкурсе.

В этом году в муниципальном этапе состязаний принимает рекордное количество участников – 170, из них: 117 – из детских садов и школ, 24 – работника культуры и 32 специалиста в сфере спорта и молодежной политики. Педагоги будут соревноваться в 9 номинациях: «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года», «Учитель-дефек толог года», «Педагогический дебют» (учитель), «Педагогический дебют» (педагог дошкольного образования), «Классный руководитель года», «Молодой руководитель года» и «Советник года по воспитанию». Последняя номинация впервые появилась в городских состязаниях. За победу в ней поборются 10 участников. А самым массовым, как и всегда, станет конкурс учителей. В номинации «Учитель года» профессиональное мастерство продемонстрируют 17 человек, в «Педагогическом дебюте» – 12.

Вера Соловьева, заместитель Главы города Тюмени, поприветствовала всех, кто решился выйти на большую сцену профессионального конкурса. Напомнила, что конкурс «Учитель года» начинает свою историю с 1991 года. Но 9 лет назад, чтобы конкурс был комплексным, решили объединить всех, кто работает с детьми в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики. Так родилось единое название – «Педагог года».

– «Педагог года» – конкурс многогранный, – говорит Вера Соловьева. – В таком общении и дружеском контексте мы об участниках узнаем больше. Понимаем, какие есть возможности, видим пути совместной организации работы и воспитательного процесса. Эта площадка обладает мощным потенциалом, мы ждем от нее открытий, чтобы узнать, какие в этом году звезды зажгутся на нашем педагогическом небосклоне. У каждого из конкурсантов есть возможность стать лучшим. Каждый из них – уже победитель, потому что решился пройти это серьезное испытание.

Лидия Русакова, народный учитель Российской федерации, первый победитель городского конкурса «Учитель года», директор школы №70, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры свое обращение к участникам конкурса начала с благодарности тем, кто в разные годы помогал ей совершенствоваться профессионально как учителю и как руководителю. Она подчеркнула, что у каждого в жизни свой путь. Много наставников сопровождают человека в жизни, в профессии. И приходит пора, когда самому хочется делиться знаниями и опытом, чтобы мир, хотя бы мир ребенка, стал добрее и радостней. Лидия Николаевна уверена: именно такие педагоги, которым есть что сказать, о чем рассказать, у которых есть чему научиться, и пришли на конкурс.

ВСЕ ВОПРОСЫ – О ГЛАВНОМ

А теперь – об «изюминке» блюда под названием «торжественное открытие». В этом году марафон педагогического мастерства стартовал необычно – с дружеского баттла или ток-шоу между сборными опытных наставников и участников «Педагога года». Интеллектуальная дуэль была чем- то похожа на задание «Вопрос- ответ» в турнирах КВН. На раздумье командам давалась минута. Затем надо было выдать максимальное количество мыслей, заложенных в минимальное количество слов.

Вопросы – их подготовили восемь – задавали школьники в формате видеозаписи. Формулировки – на вид обычные, например: «Кто может стать наставником? Как расставить приоритеты, чтобы не упустить что-то важное? Что надо делать уже сейчас, чтобы стать педагогом? Почему педагогу надо работать не только с детьми, но и с родителями?» Отвечать четко, емко, оригинально, попадать в самое «яблочко» было непросто. Это и «кэвеэнщикам» не всегда удается. Но участники баттла справились.

Например, как бы вы ответили на вопрос Кирилла Жукова из гимназии №16: «Я видел рекламу Пушкинской карты. А зачем мне она?» Ответ педагогов получился с юмором: «Чтобы деньги у родителей не просить!». Не менее оригинален и ответ наставников: «Чтобы знать, кто такой Пушкин». Кто скажет, что это – не так?

А вот что спросил Лев Богатов, ученик гимназии №1: «Зачем ходить в библиотеку, если есть Интернет?». Мнение команды наставников выразил Святослав Шитов, руководитель клубного формирования ДК «Водник»: «В библиотеке атмосферу знаний можно потрогать руками. Там понимаешь, что книги – это общение через века». Не поспоришь.

Вопрос «на засыпку» придумал Ярослав Охлюстин из школы №22: «Каким должен быть идеальный ученик?». Ответ педагогов: «Не стоит становиться идеальным, иначе учитель останется без работы». А наставники добавили: «Идеальный ученик – совсем не идеальный. Ведь неидеальные способствуют совершенствованию учителя».

ГЕРОИ – В ПОМОЩЬ

Кульминацией баттла стал вопрос Анны Хотиенко из школы №5: «Какого сказочного или литературного персонажа вы бы выбрали себе в помощники и почему?». Педагоги придумали два варианта: одни выбрали бы Незнайку, потому что это персонаж, которому есть куда стремиться. Другие – птицу Феникс, которая сгорает и рождается заново. Так учитель каждый раз перерождается в своем ученике. Но просто сказочным и, в то же время, абсолютно реалистичным оказался ответ команды наставников.

– Мы бы выбрали Буратино, – озвучила версию «опытных» Лидия Русакова. – Он встречается сразу с четырьмя педагогическими концепциями. Дает им оценку и делает правильный выбор. Первую концепцию предлагает Сверчок, который дает вроде бы хорошие советы, предупреждает об «ужасных опасностях», но, по сути, в Буратино не верит, говорит, что за его жизнь «не даст и дохлой мухи». Вторую – развивает Карабас-Барабас. Для него ребенок – лишь средство для достижения цели. Третью – Мальвина, которая посадила Буратино в темный чулан и сказала: «Жалко, конечно, но наказывать-то надо». Четвертая – была у Папы Карло. Он во всем поддерживал Буратино. Это был персонаж с настоящим педагогическим талантом и пониманием. Он бы и сегодня мог дать много мудрых советов о том, как управлять людьми и самого себя выстраивать.

В итоге в баттле победила дружба. Теперь, как в сказке, участникам «Педагога года» предстоит открыть для себя и своих учеников таинственную дверь в новый мир. Главное, чтобы он был настоящим, а не нарисованным на холсте. Чтобы в нем защищали слабых и не предавали друзей. А враг, даже если он большой и сильный, уверенный, что все купит за «мильон монет», и вправе дергать кукол за ниточки – обязательно сам будет околпачен. Но для того чтобы добро победило, надо приложить усилия. Обязательно учить уроки, быть «умненьким, разумненьким» и поступать по-человечески.

Конкурсные испытания «Педагога года» завершатся 21 февраля.

НА СНИМКЕ: побеждает дружба.

Инна ГОРБУНОВА

Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/


57727