ПОД СЕНЬЮ СТАРОЙ МЕЧЕТИ

РЯДОМ С НАМИ

В свои 85 лет Мансур Колчакович Биктимиров, несмотря на недомогание, старается посещать Есауловскую мечеть. После намаза, как водится, присядет и задумается о своем. Сколько поколений повидала она, свидетельница, и его рода. Мечеть срубил тураевский бухарец Бабай Тляков с помощниками в 1826 году. Через 28 лет по заданию ембаевского купца-мецената Нигматуллы хаджи Кармышакова ее перекатали и поставили на каменный фундамент. В 1914 году, согласно архивной записи «о вероисповедных училищах Кашагальской волости», в Юртах Есаульских в мечети открыли школу. Воспитанники – 15 мальчиков и десять девочек.

Считается, что в этом ауле люди поселились на рубеже 15-16 веков. Род Биктимировых, возможно, с тех пор и пошел. Они хорошо знают, что здесь в конце 20-х годов прошлого столетия Таштимир Биктимиров основал первое коллективное хозяйство. Затем передал его в руки сына Колчака, в семье которого воспитывались талантливые дети. Сулейман Колчакович стал легендарным среди сибирских татар орденоносным учителем – более 30 лет директорствовал в Ембаевской средней школе, которую самолично с помощниками из местного совхоза и коллективом учителей построил хозяйственным способом. Хамза Колчакович выучился на агронома, работал в НИИ, выращивал овощи в телицах УРСа Главтюменьгазпрома, был главой Чикчинского муниципального образования и около двадцати лет – первым заместителем председателя областной национально- культурной автономии, председателем районной НКА.

Мансур Колчакович (средний брат) после окончания Тобольского зооветтехникума и Тюменского сельхозинститута был председателем Чикчинского сельского совета, управляющим Якушинским отделением крупного совхоза «Туринский», избирался председателем профкома этого сельхозпредприятия. И многие годы трудился главным зоотехником в совхозе «Туринский», где под его опекой было 3,5 тысячи крупного рогатого скота и другая живность.

После выхода на отдых в 2007 году односельчане избрали его председателем мусульманской общины, а через два года доверили быть имамом местной мечети.

– Начнем с того, что ислам в значительной степени регламентирует поведение и правила жизни человека, – говорит Мансур Колчакович. – Это меня особенно привлекает. Ислам формирует образ праведной жизни, и нельзя его отрывать от народа, рубить корни... У моего деда и отца была главная цель – сохранить деревню и людей. Дед их сплачивал для того, чтобы выжить. Благодаря моему отцу, председателю артели, в войну голодающих не было. Кроме того, все вместе заготавливали (засаливали) в больших количествах рыбу для фронта. Рыбак он был опытный и удачливый. А еще, спасая деревню и людей, отец в одиночку поймал в ту пору около сорока не в меру расплодившихся кровожадных волков. Перед своей кончиной так же, как и дед, он завещал заботиться о благе деревни. В годы великих испытаний они справились с задачей. А как сегодня вести за собой людей без ислама, постулаты которого дисциплинируют и сплачивают? Горжусь тем, что в округе говорят: «В Есауловой живет дружный, отзывчивый и аккуратный народ».

В Тюменском районе отмечают, что деятельность Мансура Колчаковича на ниве объединения верующих, сохранения религиозных традиций сделали его самым уважаемым аксакалом Есауловой.

Его стараниями приведено в порядок неухоженное старинное кладбище. На деньги, «добытые» в бюджете («сходил к губернатору Якушеву»), сделали ограждение. Дальше – больше. А на средства, собранные в деревне и пожертвованные горожанами (выходцами из Есауловой), приступили к строительству домика ритуальных мусульманских обрядов.

В 2010 году именно Биктимиров «выходил» в областном комитете по делам национальностей 400 тысяч рублей на ремонт мечети. Но даже после этого она выглядела неказистой. От нее несло такой деревенской патриархальщиной, что даже было неловко за это старинное сооружение. Это не давало покоя Биктимирову, любителю идеальных архитектурных пропорций. И снова начали созидать. Подняли, например, на 7,5 метров минарет (трехметровый прежде). После этого казалось, что «небесный свод приподнялся».

Муфтий Зиннат хазрат, глава Духовного управления мусульман региона, повидавший многое в нашем краю, как-то сказал: «Такого порядка и сплоченности жителей в других местах нет. Будто Всевышний отметил этот аул».

И в самом деле. Радует глаз похорошевшая мечеть, расцвеченный всеми красками радуги детский сад, ухоженный сквер с памятником погибшим в годы Великой Отечественной войны, большой детский городок...

Многие называли Мансура Колчаковича совестью Есауловой. Как-то я увидел такую картину. Биктимеров подметал территорию возле магазина. А поодаль двое внезапно протрезвевших выпивох канючили: «Мансур-абый, мы сами здесь приберемся, нам стыдно, что намусорили…» Биктимиров воспитывал местных и словом, и делом. И местные отвечали ему доверием. Со своими проблемами шли не к депутату, не к чиновникам, а к народному старосте. И он кому-то помогает, кому-то советует, кого-то защищает. Вот так и живет – по заветам своих предков.

НА СНИМКЕ: в деревне Есауловой.

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


57728