ОПЫТ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ОБРАЗОВАНИЕ

В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СТАРТОВАЛ ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Нынче при благоустройстве сквера Школьный возле гимназии №17 г. Тюмени будет установлен памятник педагогу-наставнику. И это символично, указал глава города Руслан Кухарук, поскольку 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Отметим, что в этой связи в России пройдут масштабные профессиональные форумы. В сентябре состоятся Большой педагогический диктант и Всероссийский урок, а в октябре – Большая учительская неделя. По просьбе самих педагогов впервые состоится конкурс «Первый учитель». Кроме того, будут организованы тематические выставки, лекции и олимпиады.

В Тюменской области разработаны всевозможные курсы повышения квалификации, семинары, проводятся конкурсы профессионального мастерства. Ставится вопрос о непрерывном образовании педагогов. Учатся все, и директора – руководители общеобразовательных организаций, и заместители директоров. Таким образом, наставничество остается одним из актуальных направлений развития среднешкольного образования.

Педагогические семинары, запланированные на 2023 год, предусматривают практико-ори- ентированные обучающие тренинги, которые позволят специалистам погрузиться в ту или иную проблему и освоить разные форматы взаимодействия с наставниками.

Задачу неформального образовательного процесса решают конкурсы профессионального мастерства. На конкурсе «Учитель года», у которого уже 30-летняя история, педагоги учатся друг у друга, перенимают передовой опыт, делятся своими идеями. Желающих поучаствовать в конкурсе профессионального мастерства очень много. Это и учителя-предметники, и педагоги начальной школы, и воспитатели, и психологи. В 2022 году в Тюмени был проведен всероссийский конкурс «Учитель года». И в областную столицу приехали специалисты со всей Российской Федерации, из всех 86 регионов.

– Участник такого конкурса делает огромный шаг в своем профессиональном развитии. У него есть опыт, но он может быть не вполне структурирован, не осознан. И наставник, оценив его со стороны, может указать на те или иные сильные стороны этого опыта, подсказать, как его использовать, – рассказала в эфире радиопрограммы «Час для вас» ГТРК «Регион-Тюмень» заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, член Ученого совета Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Елена Менчинская.

Не так давно был организован еще один педагогический конкурс – «Две звезды». Он направлен как раз на эффективное взаимодействие наставника и наставляемого. Новинка сезона – конкурс «Мой профессиональный бренд», в рамках которого педагог презентует свою визитную карточку, имя, лицо. У начинающего педагога такой бренд только начинает складываться, поэтому ему и нужен наставник, который поможет проявиться сильным чертам педагога.

Сам наставник, кроме профессиональных компетенций и качеств, безусловно, должен обладать определенной харизмой, иметь желание передавать свой опыт, болеть за общее дело. Открытость, деликатность, доброжелательность, способность вести позитивный диалог – все эти качества также не помешают.

Елена Анатольевна подчеркнула, что учитель продолжается в своем ученике. В Тюменской области очень хорошо развит принцип преемственности. Это позволяет передавать следующим поколениям педагогов накопленный опыт и традиции.

Добавим, что многие начинающие учителя находят себе наставников именно в ТОГИРРО. Удивительно творческий человек, народный учитель РФ Ольга Владимировна Ройтблат создала в ТОГИРРО крепкий, сплоченный коллектив и выступает генератором множества ярких идей. А ее коллеги при этом стараются на нее равняться. Поэтому для большинства из них она является не просто руководителем, а действительно главным наставником и в профессии, и в жизни.

Безусловно, что касается наставничества, то эта технология сама по себе не нова. Она существует на протяжении длительного времени. В разные годы была то более, то менее актуальной, а ныне происходит ее насыщение, наполнение новыми смыслами. Разницу между наличием у специалистов наставников и их отсутствием разъяснила кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования, главный внештатный педагог-психолог Тюменской области Юлия Шаркунова. Она проста. При самостоятельном развитии начинающий специалист совершает больше ошибок. С одной стороны, он приобретает осознанный опыт, а с другой – медленнее двигается вперед, так как тратит время на осознание. А наставник это неравнодушный человек, который подскажет, направит, поделится жизненным опытом. Путь развития молодого специалиста ускоряется и становится более уверенным.

Юлия Шаркунова добавила, что в октябре 2022 года в институте открылся факультет педагогических профессий. Его курирует отличник народного просвещения Вера Александровна Кулик. И там обучаются 282 молодых педагога со всех муниципальных образований региона, встречаясь практически со всеми региональными лидерами в области образования. При этом они могут задать им любые волнующие вопросы, и таким образом, опереться на проверенный опыт.

Педагогика – дело непростое и ответственное, и педагогам не обойтись без наставников.

НА СНИМКАХ: наставники работают с молодыми педагогами и в групповом формате, и индивидуально; молодому специалисту важно опереться на проверенный опыт.

Радослав ВАСИЛЬЕВ

СПРАВКА:

Центральная фигура русской педагогики – это Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Основное кредо Ушинского-педагога: взрастить в человеке человека, и только потом – специалиста. Он также считал, что в подрастающем поколении важно воспитывать патриотизм и национальную гордость, любовь к своему народу, народной культуре, а также чувство собственного достоинства и скромность.


57682