Имя выдающегося российского педагога-гитариста, издателя более чем четверти всего отечественного репертуара для народных инструментов, коренного тюменца Алексея Максимовича Афромеева (1868-1920), известно далеко за пределами нашей страны. Так, составитель первого в мире энциклопедического словаря деятелей гитары, аргентинец испанского происхождения Доминго Прат в 1934 г. признавал заслуги нашего земляка перед отечественной «гитаристикой». Еще раньше, в 1929 г., его коллега Иосиф Зут, австрийский педагог и исследователь, также отмечал активную просветительскую деятельность А.М. Афромеева наряду с уроженцем г. Томска А.В. Поповым, на карьеру которого в области музыки повлиял именно Алексей Максимович.
Следует отметить, что Арсений Владимирович Попов в течение своей продолжительной творческой жизни, вплоть до кончины в 1977 г., активно преподавал классическую гитару, а одним из его питомцев стал Виктор Зимаков, отец и педагог, пожалуй, самого известного российского виртуоза Алексея Зимакова.
В 1980-х мне посчастливилось общаться с тремя старожилами Тюмени, лично знавшими А.М. Афромеева, нашего замечательного земляка. Все они отзывались о нем как об интеллигентном, доброжелательном и энергичном человеке. Его имя было известно каждому тюменцу. Сын Алексея Максимовича, Алексей Алексеевич, после демобилизации из Белой армии переехал в Свердловск. Он трудился в типографии «Уральский рабочий», а свободное время посвящал гитаре, привлекая к ансамблевой игре любителей серьезной музыки. Именно из этой структуры вышел Д.Д. Кочнев, первый педагог- профессионал в музыкальном училище. В его классе «наблюдался» Виталий Михайлович Дерун, в дальнейшем опять-таки первый преподаватель с консерваторским образованием. В 1976 году он был приглашен на работу в Тюмень (по совместительству).
А Алексей Максимович вплоть до 1918 г. продолжал активную издательскую деятельность, обогатив отечественную сокровищницу ценнейшими документами. Из письма сына Афромеева к историку гитары В.П. Машкевичу известно, что после отъезда Алексея Максимовича из Тюмени (в связи с наступлением войск Красной армии) в двухэтажном доме по ул. Монастырской (ныне ул. Димитрова, 6), владельцем которого был Афромеев-старший, осталась коллекция уникальных мастеровых гитар, библиотека печатных и рукописных материалов, включая неизданные рукописи А. Алябьева. Одна из гитар австрийской работы чудом сохранилась в семье Аркадия Ивановича Маргина и в 1992 г. была передана в дар областному краеведческому музею.
Нам удалось разыскать несколько печатных документов, увидевших свет в последние месяцы существования издательского центра. В 1988 г. к открытию общественного музея А.М. Афромеева при музучилище тюменский художник Александр Худяков создал портрет маэстро, а его двухгрифная кленового дерева гитара хранится в специальном помещении филиала музейного комплекса им. И.Я. Словцова и в рамках вечерних собраний романсовой музыки продолжает радовать слушателей изумительным по красоте звучанием.
Надеемся, что в недалеком времени всё же будет рассмотрен вопрос об увековечении памяти нашего славного земляка и одну из улиц в строящихся микрорайонах назовут его именем.
НА СНИМКАХ: портрет А.М. Афромеева, художник А. Худяков; Афромеев (второй справа) в кругу друзей и близких.
Михаил ЯБЛОКОВ
Р.S. Алексею Максимовичу было чего бояться, т.к. в последнем номере своего «Ермака» (март 1917 г.) в передовице он писал: «…Ленинцы, друзья немцев, безответственные ораторы, повылезавшие ныне из различных щелей, …хотят разжечь пламень гражданской войны».
Р.Р.S. В заголовке использована строка из стихотворения Владимира Высоцкого «Гитара».