ВЫСТАВКА
В Тюменской областной научной библиотеке открылась выставка, посвященная 235-летию со дня рождения немецкого философа 19-го века Артура Шопенгауэра (1788-1860).
Даже далёким от философской рефлексии людям он известен знаменитой фразой: «Наш мир – наихудший из возможных». В минуты отчаяния мы готовы с ним согласиться. Стоит же выглянуть солнышку удачи, и всё вокруг окрашивается в цвета надежды. Но кто придумал, кто внушил людям, что они рождены для счастья?
По мнению одного из самых ярких мыслителей иррационализма, к каковым относится Шопенгауэр, наша жизнь раскрывается в категориях желания и удовлетворения. Желание, в конечном счете, становится страданием, так как, удовлетворив его, человеку становится скучно, и он впадает в отчаянье. Счастье – это не благо, а временное избавление от страданий, которое ведет к новому страданию – скуке.
Мир находится под господством неискоренимого зла, счастье является всего лишь иллюзией, страдание в этом мире неизбежно, ведь оно коренится в самой "воле к жизни".
Свои взгляды на сущность бытия немецкий ученый изложил в книге «Мир как воля и представление». Воля, по Шопенгауэру, есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Она является основной сущностью личности и проявляется в виде мировой воли, полностью определяющей судьбу отдельного человека. Воля независима от разума (слепое желание), но она – неотъемлемая часть человеческой природы.
Разумеется, это очень упрощенный пересказ главной книги Шопенгаура. Чтобы понять, почему Томаса Манна в двадцать три года околдовала не только мелодика шопенгауэровского слога, но и сама суть идеи, которую он называет «волнующей, захватывающей, целиком построенной на контрастах, балансирующей где-то между инстинктом и разумом, грехом и искуплением»; почему Толстой называл его «величайшим гением человечества», а для Рихарда Вагнера он был «даром небес»; почему жизнь Ницше навсегда изменилась с той минуты, когда он купил старенький томик философа у лейпцигского букиниста и позволил, как он выразился, «этому неутомимому мрачному гению поработать над моим сознанием», – для этого нужно читать самого Шопенгауэра.
Его перу, кроме названного труда «Мир как воля и представление», принадлежат многочисленные трактаты, эссе: «Эристика, или Искусство побеждать в спорах», «О четверояком корне закона достаточного основания», «Две основные проблемы этики», «О ничтожестве и горестях жизни», «О писательстве и о слоге», «Метафизика половой любви», «Афоризмы житейской мудрости» и др. Часть из них представлена в библиотечной экспозиции. Здесь же – научно-популярные издания о жизни Шопенгауэра, художественные произведения, навеянные его учением. Есть даже краткий словесный портрет мыслителя, составленного его современниками:
«Внешне он выглядел как настоящий философ: худой, невысокого роста, с большой головой и пронзительными голубыми глазами. Всегда очень хорошо одевался, был вспыльчив, никогда не забывал о чувстве собственного достоинства и терпеть не мог, когда кто-нибудь с ним в чем-то не соглашался. Он слыл старым холостяком и женоненавистником, славился своей скупостью, нетерпимостью и резкостью суждений. Был очень честолюбив и мнителен.
Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Панически боялся умереть от заразной болезни и, чуть прознав о возможной эпидемии, сразу же менял место жительства. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), два часа в день он гулял с ним и курил трубку, читал лондонскую газету «Таймс» и нанимал корреспондентов выискивать доказательства его славы. Был настроен антидемократически, ненавидел революцию 1848 года, верил в спиритизм и магию…».
Свое учение он назвал пессимизмом, т.е. представлением о том, что в мире преобладает негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее.
Философия Шопенгауэра не пользовалась популярностью при его жизни. Распространение получила со второй половины ХIХ века, явившись источником и предшественницей ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном). Целый ряд великих мыслителей признавались, что многим обязаны Артуру Шопенгауэру. Его сочинения были популярны и в России в годы поражения революции 1905-1907 годов. Он оказал, например, влияние на философа В. Соловьёва, писателей Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, поэтов А.А.Фета и Вяч. Иванова.
Куратор выставки рассказала, как шел отбор материала, дала комментарий к его книгам. На вопрос, читают ли сейчас Шопенгауэра, ответила: «Еще как!»
Интерес к наследию немецкого ученого и у нас, и за рубежом вызван кризисом современной цивилизации, угрозой мировой войны и нарастающей тревогой в обществе. Несмотря на пессимизм, философия Шопенгауэра позволяет переосмыслить жизнь, задуматься над тем, что действительно ценно и важно. Ну а что касается счастья, то сделать человека счастливым (по Шопенгауэру) могут только внутренняя гармония и понимание самого себя.
НА СНИМКЕ: выставочный стенд, посвященный А. Шопенгауэру.
Ольга РАДУТНАЯ /фото автора/
АФОРИЗМЫ
«СУДЬБА ТАСУЕТ КАРТЫ, А МЫ ИГРАЕМ»
Время и пространство, отношения женщины и мужчины, одиночество и дружба, слава, вера и религия, жизнь и смерть, свобода… Эти и другие категории бытия так или иначе волнуют каждого из нас. А что об этом думает Шопенгауэр? Предлагаем читателю подборку высказываний «философа мировой скорби».
***
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
***
Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
***
Всякого рода умственное превосходство – ненавидят, а в качестве оправдания выдумывают у его обладателя всякого рода недостатки. Среди женщин то же самое бывает с красотой: очень красивые девушки не находят себе подруг.
***
Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам – то недостатка заслуг.
***
Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие.
***
Будем откровенны: как бы тесно не связывала людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе.
***
Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая – от споров и ссор.
***
Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму.
***
Человек – единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
***
Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к характернейшим признакам человечества.
***
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
***
Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная, зачем.
***
Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание – маленькое рождение; всякое свежее утро – маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание – маленькая смерть.
***
Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха и колют друг друга своими иглами.
***
Есть одна только врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья.
***
Первые сорок лет жизни дают нам текст, а следующие тридцать представляют комментарии к нему.
***
Всякая ограниченность, даже духовная, способствует нашему счастью. Ибо чем меньше возбуждений для воли, тем меньше страданий.
***
Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении. С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом.
***
Единственный мужчина, который не может жить без женщин, – это гинеколог.
***
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Самая дешёвая гордость – гордость национальная. В национальном характере мало хороших черт: ведь это характер толпы.
***
Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
***
Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота.
***
Постоянное чтение отнимает у ума всякую упругость, как постоянно давящий вес отнимает у пружины, и самое верное средство не иметь собственных мыслей – во всякую свободную минуту хвататься за книгу.
***
Кто не любит одиночества – тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
***
То, что люди называют судьбой, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
***
Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
***
Если шутка прячется за серьёзное – это ирония; если серьёзное за шутку – юмор.
***
Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.
***
Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы.
***
Ставить кому-нибудь памятник при жизни – значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.