Хорошо и удобно издавать полные собрания сочинений классиков девятнадцатого века – надо просто собрать все их тексты в несколько томов. Ну, может быть, ещё рисунки в придачу, как у Пушкина. С нашими современниками сложнее. Например, когда станут издавать полное собрание творений сибирского классика Анатолия Омельчука, в него надо будет, по справедливости, включить не только его многочисленные повести, рассказы, публицистику и интервью различным СМИ, но и документальные фильмы на краеведческие и исторические темы. Поскольку они являются наследием писателя в не меньшей мере, чем его литературные произведения. А их уже немало, и есть надежда, что станет больше в будущем.
Первое кинематографическое творение Анатолия Константиновича этого года – историческое исследование «Хождение в Каракорум. Сибирский путь Александра Невского». Это не совсем обычный и совсем не рядовой проект. Фильм получился очень масштабным, он создавался долгих пять лет, а съёмки проходили в самых разных российских регионах и даже за рубежом, в Монголии, где находится Каракорум – бывшая столица империи Чингизидов.
Предваряя премьеру «Хождения в Каракорум» в музее имени Ивана Словцова, автор сказал:
– У нас принято отсчитывать историю российской Сибири с конца XVI века. Но на самом деле она началась намного раньше – с середины XIII века, а точкой отсчёта послужил визит князя Александра Ярославича, вошедшего в историю как Александр Невский, в азиатскую столицу, где он получил «небесный ярлык» на правление Русью. Я уверен, что Российское государство берёт своё начало не только в Европе, как утверждают современные учебники, а одновременно в Европе и Азии. Таким образом, Россия прочно стоит на двух ногах, на двух континентах, и это залог прочности и силы нашей страны.
Эта мысль и является лейтмотивом «Хождения в Каракорум». Все 47 минут экранного времени автор фильма исследует истоки России в азиатских землях и убедительно доказывает, что корни государства надо искать не в одной лишь европейской Московии, но и здесь, за Уралом: что Россия не прирастала сибирскими землями, а Сибирь изначально являлась Россией в такой же степени, как Владимир или сама Москва.
Согласно самой распространённой точке зрения, Россия является преемницей Византийской империи. А Омельчук считает, что в ничуть не меньшей, а, может быть, даже большей степени предтечей российской государственности является Золотая Орда. И что своих азиатских корней не надо чураться и стыдиться, а напротив – ими следует гордиться. Утверждение, конечно, не совсем привычное и спорное, но Анатолий Константинович готов его доказывать с историческими фактами в руках и со всей страстностью, присущей творческому человеку:
«Мы воспитаны в каноне: татаро-монгольское иго – беда Руси. Подлинная сложная достоверность – крамола. Зачем же на другой конец света ехал молодой Александр? Князь только что похоронил отца, нашедшего свою смерть в Золотой Орде. И вернётся ли сам из Каракорума – ни ему самому и никому неведомо. Но чтобы править на родине – в Новгороде Великом, он должен получить «небесный ярлык» в Каракоруме.
С лишком три года будет длиться этот азиатский маршрут будущего великого князя. Александр получит «небесный ярлык» на княжение. Да, это не вполне европейские традиции – это геополитические восточные премудрости и благословение азиатского Неба на власть. Что демонстрирует этот дальновидный, но трудный шаг Невского? Неизбежность? Покорность? Смирение? Слабость?
Я хочу понять его логику, вникнуть в его размышления. Летописцы и историки, пожалуй, простят великому государственному мужу эту вынужденную покорность. Интерпретаторы простят, но не примут. Негоже русскому государю унижаться даже перед Владыкой Вселенной ради мандата Неба. Лучше забыть, запамятовать, представить мелкой случайностью, временной слабостью великого лидера.
Но если понять логику князя Александра – рано или поздно поймёшь и логику стратегии России. Александр получил азиатский мандат на власть в Новгороде Великом. Но не только. Русь, становясь азиатской страной, в будущем получала мандат на Российскую империю на двух континентах – в Европе и Азии. Дальновидно и через века смотрел на судьбу своей родины этот молодой ещё человек. Русь с Сибирью, Сибирь с Русью началась именно при Александре, в далёком XIII веке», – утверждает Анатолий Константинович.
И я совершенно не удивлюсь, если «Хождение в Каракорум. Сибирский путь Александра Невского» положит начало процессам пересмотра нарративов, господствующих ныне в исторической науке и общественном мнении. Кстати, в ближайшем времени фильм будет показан на телеканале «Союз».
НА СНИМКЕ: Анатолий Омельчук в музее Словцова.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/