В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ ВСЕГДА ГОРЯЧО

ЖКХ

За декабрь цифры в квитанциях за ЖКУ заметно выросли. Но февраль может преподнести и новые сюрпризы.

ОЧЕВИДНОЕ И ВЕРОЯТНОЕ

В отопительный период плата за центральное отопление – самая затратная строка в квитанциях. Если в ноябрьских платежках за теплоснабжение удалось вписаться в 2000 рублей, то за декабрь вышло уже около 3000. Что будет в феврале – и думать не хочется. Не в нашу пользу сыграют несколько актированных дней января, когда температура опускалась ниже 30 градусов. Ведь чем холоднее на улице, тем горячее теплоноситель, следовательно, затрат на его подготовку и транспортировку потребуется больше. И мы это почувствуем по суммам в платежках. Особенно резким скачок покажется из-за внеочередного повышения тарифа на теплоснабжение с 1 декабря. Так, в ноябре стоимость гигакалории была 1598,42 рубля, а сейчас платим 1742,27 рубля за Гкал. В отличие от водо- или электроснабжения, в теплоснабжении дома ничего особенно не сэкономишь, даже если вентиль на батарее прикрутить, поскольку расчет идет по показаниям общедомовых, а не квартирных приборов учета.

Единственный способ не переплачивать и рационально использовать теплоноситель – избежать его потерь и перерасходов. Для этого надо содержать все элементы системы централизованного теплоснабжения в порядке, чтобы тепло не улетало в форточки и не выливалось на землю. Логично? Да. Только обходится это с каждым годом все дороже с учетом инфляции, подорожания расходных материалов, необходимых для ремонта и строительства коммуникаций, а также оборудования и комплектующих. Так, главный поставщик тепла в Тюмени – компания УСТЭК – на ремонт и реконструкцию тепловых сетей и оборудования с 2018-го по 2022 год потратил 9 млрд рублей. А за три ближайших года планирует вложить на 10 млрд больше, чем за предыдущие пять: в 2023 году – около 2,6 млрд рублей, в 2024-м и 2025 годах – более 7,5 млрд. Цифры сравнимы с затратами на строительство транспортных развязок или крупных социальных объектов. Только преображение дорожной инфраструктуры, появление новых зданий школ или детских садов заметны каждому, а вложения в инженерные коммуникации не бросаются в глаза, ведь большая часть средств направляется на ремонт подземных коммуникаций. У горожан эти раскопки восторга не вызывают, только раздражение – все копают и копают... Но зря. Эффект от таких работ хоть и не виден, но очевиден.

О том, что удалось сделать в системе теплоснабжения Тюмени за последние пять лет, рассказал Александр Перекальский, генеральный директор АО «УСТЭК»:

– Реконструировано более 20 км тепловых сетей, шесть котельных, еще четыре – построили с нуля. Мощность самой крупной городской насосной станции ПНС № 5 после капремонта увеличили в два раза, что позволило снять жалобы потребителей по режимам теплоснабжения в районах Дома обороны и Маяка. Восстановили почти 43 км тепловых сетей и 10 км тепловой изоляции надземных трубопроводов. В рамках комплексной программы благоустройства дворовых территорий заменили 20 км тепловых сетей на 200 дворовых территориях, затратив 700 млн рублей. Еще на 200 млн рублей переустроили тепловые сети при строительстве многоуровневых автомобильных развязок. Удалось добиться снижения повреждаемости на оборудовании котельных на 99 процентов, в центральных тепловых пунктах – на 75 процентов, по магистральным тепловым сетям – на 54 процента, по распределительным – на 13 процентов.

В планах УСТЭК на ближайшие годы – строительство третьего вывода от Тюменской ТЭЦ‑2. Проектирование начнут в этом году, сдадут магистраль к 2026 году. После реализации проекта до 2040 года к централизованному теплоснабжению можно будет подключить дополнительно около 8,5 тысячи кв. метров жилой площади. Кроме того, в инвестиционную программу предприятия включены строительство и реконструкция более 28 км тепловых сетей, 12 муниципальных котельных, а также строительство четырех новых котельных и насосной станции в Гилевском районе.

ОДИН ПЛЮС ОДИН

Конечным потребителям, тем, кто ежемесячно оплачивает квитанции за ЖКУ, трудно сопоставить результаты этих преобразований и суммы затрат. Непонятно, много это или мало, надо было бы больше или меньше? И самое главное – откуда берутся средства, из чьего кармана?

Во-первых, из инвестпрограммы компании УСТЭК. Известны случаи, когда в других городах при реконструкции крупных инфраструктурных объектов средства на замену тепловых сетей не выделяют дополнительно, а берут из общей программы модернизации городского теплового хозяйства. Значит, за счет строительства нового откладывают реконструкцию старого. У нас – не так. За аренду муниципальных тепловых сетей и котельных компания УСТЭК рассчитывается «взаимозачетом», выполняя ремонт и реконструкцию теплового оборудования, не требуя на эти цели дополнительных бюджетных средств.

Вторая важная часть финансирования – тарифная составляющая, которая состоит из средств горожан (платят за теплоснабжение). До недавнего времени в Тюмени действовали около 30 разных тарифов на теплоснабжение. В двух соседних домах они могли различаться в 2–3 раза, в зависимости от года ввода дома в эксплуатацию. Почему было так? Потому что в сфере теплоснабжения работали две компании – одна управляла распределительными сетями, другой принадлежали магистральные. Каждая тянула тарифное одеяло на себя.

В правительстве Тюменской области было принято управленческое решение – компаниям предложили объединиться, выступить с единой технической, технологической, организационно- управленческой и тарифной политикой, а тарифы на теплоснабжение уравнять и снизить до базового уровня. Фактически для населения установили «льготный» тариф, которым, сами того не подозревая, пользуются теперь 90 процентов горожан.

«Льготный тариф» в данном случае не означает персональные льготы по какой-то социальной категории, это льготы для всех, потому что в реальности тепло стоит значительно дороже, чем мы за него платим. По данным регионального департамента ЖКХ, за тепло в целом население недоплачивает 20 процентов. Разницу берет на себя областной бюджет. Затраты на эти цели составляют уже 7 млрд рублей.

ЕСТЬ СМЫСЛ ЛОВИТЬ МЫШЕЙ

С введением базового тарифа на теплоснабжение для уже построенных домов проблему вроде бы решили. Но возводятся и новые комплексы, по темпам жилищного строительства Тюменская область почти каждый год перешагивает миллион квадратных метров. Какой там должен быть тариф и как сделать так, чтобы он не выходил за базовый?

– Тюмень развивается, возникают новые зоны теплоснабжения, которые еще не охвачены централизованным теплоснабжением, например, если не все сети еще построены, или они не подсоединены к тепломагистрали, – привел пример Вячеслав Вахрин, заместитель губернатора Тюменской области. – Мы поставили задачу для УСТЭК – «ловить мышей», то есть смотреть за новыми территориями и вовремя менять схему теплоснабжения, находить варианты эффективного обслуживания этих зон, включения их в единое тарифное пространство.

Чтобы фиксированный тариф менялся только на процент инфляции, необходимо сделать так, чтобы все в теплоснабжении работало, как часы, чтобы шестеренки в этом механизме находились в отличном состоянии. Для этого требуются дополнительные средства на модернизацию сетей. Из воздуха их не возьмешь, только из бюджета, а он, в свою очередь, – из тарифа на теплоснабжение. Этот процесс – под строгим бюджетным контролем.

– Мы многое уже сделали, – говорит Вячеслав Вахрин, – УСТЭК имеет большую инвестиционную программу, которую выполняет от А до Я. В сложные времена ковида Правительство РФ освободило ресурсоснабжающие организации от необходимости выполнять инвестпрограммы. Через четыре года спросим, выполнили ли они ее. Если не выполнили – выведем эти средства из тарифа. Но пока УСТЭК тютелька в тютельку выполняет свою инвестпрограмму.

ГУМАННО, НО НЕ РАСТОЧИТЕЛЬНО

С 1 декабря с внеочередным повышением тарифа на теплоснабжение расширили и субсидии для малоимущих, изменили принцип их начисления.

– Раньше мы субсидию фактически просто раздавали всем, в том числе и тем, кто в ней не нуждался, – поясняет Вахрин. – Ведь потребители разные. Кто-то сидит в огромном дворце, его отапливает, кто-то может позволить себе наполнять бассейны или просто открыть кран – и пусть себе вода течет сутками. Бюджет и эти потери субсидирует в общей сумме. При этом социальную норму не вводим. Это гуманно, но и расточительно. Помогать надо тем, кто нуждается.

Ввели новый стандарт начисления субсидий за ЖКУ. Уменьшили долю собственных доходов граждан до 20 процентов. Сейчас в Тюменской области – единственный в стране регион, в котором действует такая система: если плата граждан за ЖКУ и капремонт больше 20 процентов совокупного дохода семьи или одиноко проживающих – на все превышение из регионального бюджета выплачивают субсидию.

– С 1 декабря, когда тариф на теплоснабжение подняли на 9 процентов, субсидия тоже увеличилась. Для незащищенных категорий населения превышение этого тарифа возьмет на себя бюджет, – продолжает объяснять Вячеслав Вахрин. – Всех нуждающихся защитим – в этом смысл социальной поддержки. А те, кто могут платить за свои бассейны и дворцы, – пусть платят. Мы хотим, чтобы помощь была адресная. Но и люди должны понимать, что надо экономить ресурсы – это тоже важно.

НЕ ЖАРКО И НЕ ХОЛОДНО

Бывает ли теплоснабжение идеальным? Когда все берут, сколько хотят, и при этом платят лишь по собственному желанию. Ответ очевиден: такого не может быть нигде и никогда. Но идеал все же есть.

– В идеале потребитель получает то количество тепла, которое ему требуется, и при этом экономит в своем кошельке те деньги, которые можно сэкономить, – считает Вячеслав Вахрин. – А если мы для теплового регулирования в квартирах используем форточки, значит, не все идеально и все вместе мы что-то недорабатываем.

– Идеальный потребитель – довольный потребитель, – считает Александр Перекальский. – Приходя домой, он не будет думать о том, что в городе вообще есть тепловые сети. Он получает положительные эмоции от общения с близкими, от прогулок, а не думает о проблемах теплоснабжения. Чтобы потребителю было комфортно, ему действительно дома должно быть не жарко и не холодно.

А что делать, если вы считаете, что плата за теплоснабжение вам начислена слишком большая, что ваши права нарушены? В департаменте тарифной политики региона рекомендуют обратиться за разъяснениями по расчету платы в управляющую организацию или по телефону 42‑76‑40 в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области. И надеяться на лучшее.

НА СНИМКАХ: Александр Перекальский; тепло идет по трубам.

Инна ГОРБУНОВА /фото из архива компании УСТЭК/


57535