«Тюменская правда» неоднократно публиковала материалы о выдающихся музыкантах, которые воспитывались и получали образование в нашем городе.
К сожалению, большинство из них не вернулось на свою историческую родину, предпочитая украшать «концертные подмостки» столиц и даже зарубежных культурных центров. В числе тех, кто остался «верен присяге», отказавшись от выгодных предложений, был балалаечник-самородок Николай Варфоломеевич Самойлов (1944- 1995), ровно 60 лет назад окончивший Тюменское музучилище в классе Л.Ф. Беззубова.
Во время службы в Советской Армии Николай в качестве солиста окружного ансамбля был лично представлен министру обороны СССР маршалу Р.Я. Малиновскому, на которого произвел неизгладимое впечатление. После демобилизации артист трудился в оркестре, музучилище и музыкальной школе, где воспитал множество исполнителей, включая тюменского профессора А.Н. Шешукова. Самойлов всегда был «играющим тренером», и автору этих строк посчастливилось много раз составлять с ним концертный ансамбль балалайка-гитара.
Ах, Самойлов! Он изумлял своей виртуозной игрой самых взыскательных слушателей! Он заводил публику, которая его буквально носила на руках! Однако, как часто с такими людьми бывает, отличался чрезмерной скромностью и застенчивостью, не ценил по достоинству свой недюжинный талант. Чудесами, которые Николай вытворял на своем незатейливом инструменте, он вызывал в памяти образ «придворного» балалаечника Л.Н. Толстого, простого тульского крестьянина Ваню Фоканова, исполнявшего на «бис» для писателя «Выйду ль я на реченьку». Известно, что самобытное народное творчество Лев Николаевич ценил выше помпезных четырехчасовых спектаклей Рихарда Вагнера, находя их сюжетно близкими с «Голым королем».
Я рад, что судьба долгое время соединяла меня с этим русским талантом, далеким коллегой Ивана Фоканова, тем более что мой дед по маме, земляк и сосед Л.Н. Толстого, был тоже… Иван Фоканов, крестьянин и впоследствии диакон церкви.
НА СНИМКЕ: виртуоз Николай Самойлов.
Михаил ЯБЛОКОВ /фото из архива автора/