ВЫСТАВКА
«Ямал велик и многолик» – так называется творческая выставка в Тюменской областной Думе, посвященная 15-летию ямальского отделения Союза художников России.
Парламентская деятельность и художественная экспозиция многим может показаться вещами несовместимыми. Мол, законотворчество – слишком серьезная вещь. Пусть официальные документы будут сами по себе, картины – сами по себе. В общем, так и происходит, но одно другому не мешает. Не зря же у творчества и законотворчества – общий корень. Так или иначе, организация выставок в здании регионального парламента – давняя традиция. Например, в декабре-январе здесь обязательно проходят творческие мероприятия, работают экспозиции, посвященные основанию автономных округов Тюменской области. Напомним, что ХМАО и ЯНАО были организованы в декабре 1930 года, а в декабре 1993-го получили статус полноправных субъектов Российской Федерации в составе Тюменской области.
Ямальское отделение Союза художников России подготовило для нынешней экспозиции более 100 творческих работ, выполненных в разных техниках живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Самые масштабные полотна заняли место в холле 5-го этажа, остальные размещены в коридорах правого и левого крыла на трех этажах здания.
Выставка «Ямал велик и многолик» – это рассказ художников о северной земле, завораживающей своей красотой. О ее традициях, обычаях, легендах и, конечно, людях, которые бережно относятся к тому, что создали предки, стараются преумножить эти богатства и сохранить их для потомков. Наряду с творчеством профессиональных художников, коренных жителей Севера, здесь можно увидеть и работы мастеров, которые недавно переехали на Ямал из разных территорий России. В экспозиции представлены картины Андрея Вахрушева, председателя ямальского регионального отделения Союза художников России, Василия Краснобородкина, Юрия Кислицина, Андрея Сахненко, Светланы Пташкиной, Анны Краснобородкиной, Натальи Поляковой, Надежды Талигиной, Татьяны Кипко, Ивана Грибанова.
– Художники, которые приезжают на Ямал, восхищаются переменчивой красотой его природы, – рассказывал, проводя экскурсию по выставке, депутат Дмитрий Фролов, заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и финансам, представитель общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов». – Снег на Ямале за один день, за одно утро, пока всходит солнце, несколько раз меняет свой цвет. Для художника очень важно увидеть это своими глазами, запечатлеть, как меняется состояние природы.
Художница из Салехарда Наталья Полякова выполнила пейзажи в технике масляной живописи. Ее картины выглядят настолько объемно и реалистично, что хочется к ним прикоснуться, почувствовать запах восхитительного букета иван-чая, изображенного на одной из картин. Красотой природы Ямала заворожен и Юрий Кислицин, художник из Губкинского. Даже в морозы он работает на пленэрах, чтобы передать на холсте подлинный цвет зимней природы. Снег на его картинах поражает множеством оттенков голубого, серого, синего, фиолетового, оранжево-розового. Кажется, таким он не бывает, но именно многоцветие делает изображение абсолютно достоверным, как будто и правда находишься там, любуешься искрящимися сугробами, дышишь восхитительным морозным воздухом.
Надежда Талигина, кандидат исторических наук, представила работы совсем в другой технике, ее интересуют не только красоты природы, но и глубокий смысл, заложенный в легендах коренных народов Севера. В центре одной из ее работ – Небесный всадник, главный герой мифологии ханты, который осуществляет взаимодействие Верхнего мира, мира богов, с миром людей. А на другой изображен сын подземного духа, который, как Харон в греческой мифологии, на лодке перевозит людей в Нижний мир – мир духов.
Теме мифов и легенд посвящены и гравюры Светланы Пташкиной. Одна из них посвящена легенде о мамонте – священном животном для представителей коренных народов Севера. Они называют его подземный бык-олень. Все фрагменты и останки мамонтов, которые появляются на поверхности земли, ханты считают сакральными. На другой изображена священная птица – покровительница новорожденных детей, которая держит в клюве орнамент, изображающий солнце (помните слова известной детской песни: «Пусть всегда будет солнце!» – И.Г.). Священная Гагара есть и на полотнах художника Андрея Сахненко, но здесь она показана в момент, когда по повелению верховного бога Муна поднимает со дна водоема горсточку ила – так начинается процесс творения Земли. Сразу вспоминаешь ту самую священную глину, из которой, согласно Библии, Бог по своему образу и подобию вылепил человека.
Взаимосвязи мира божественного и человеческого посвящена и работа Андрея Вахрушева.
Чтобы выразить, насколько эта связь тесная и прочная, художник выбрал особую изобразительную форму – декоративно- прикладное искусство. На оленьей шкуре он закрепил изделия из дерева в форме фигурок, похожих то ли на людей, то ли на идолов. Такими божествами, достойными поклонения, в ямальской мифологии становились воины-герои, которые погибали на полях сражений. В Верхний, божественный мир, они попадали за подвиги, которые совершили.
– Мы так мало еще знаем Ямал, – подчеркнула на открытии выставки Галина Резяпова, заместитель председателя Тюменской областной Думы. – Это не только экономическая мощь, но и потрясающая история и культура. Недавно я впервые побывала на Ямале, его природа стала для меня потрясением. Она обладает удивительной притягательной силой. Выставка помогает открыть Ямал совсем с другой стороны.
Экспозиция в здании регионального парламента будет работать до 6 февраля.
НА СНИМКАХ: об экспозиции рассказывает Дмитрий Фролов; на открытии выставки выступает Галина Резяпова.
Инна ГОРБУНОВА /фото автора/