СТАРОЕ ФОТО
В середине XIX в. Тюмень часто посещали «делегации» из особ императорской фамилии, а в числе приглашенных гостей были не только родовитые персоны, но и представители мещанских, купеческих и ремесленных сословий, получивших известность своей благотворительностью, высоким профессионализмом и другими заслугами.
В числе таковых был некто Шелковников, чьи потомки впоследствии успешно трудились в различных сферах Тюмени. В 1990-2000-х годах мне посчастливилось общаться с Марией Павловной Шелковниковой (1921-2016), выпускницей Омского пединститута, долгое время занимавшей должность главного санитарного врача Тюменской области, обладавшей феноменальной памятью, музыкально образованной (в 1930-х она училась по классу фортепиано у тюменского педагога М.А. Колокольниковой), хранительницей архива знаменитых тюменских предпринимателей Гилёвых- Селивёрстовых и потомков декабриста Семёнова, имевших с ней отдаленное родство.
Глава семейства Павел Евграфович (1878-1956) по окончании Императорского технического училища трудился в системе речного пароходства, и его деятельность в свое время была высоко оценена многими членами советского правительства, включая, как это ни парадоксально, председателя ВЧК Вячеслава Рудольфовича Менжинского. В семье его внучки Веры Евграфовны, ученого-математика, бережно хранятся редкие документы по истории пароходства. Евграф Павлович Шелковников (1923- 1978) по окончании вуза трудился педагогом, во время Великой Отечественной войны служил офицером, на передовой был тяжело ранен и впоследствии комиссован. Его старший сын Сергей (1952 г.р.) по окончании Тюменского индустриального института трудился на Тюменском моторном заводе. Затем переехал в Москву.
В 2000-х Мария Павловна Шелковникова бескорыстно помогала в розыске и публикации ценных краеведческих материалов, содействовала в составлении 600-страничного энциклопедического словаря-справочника «Музыка в Тюмени». Ею же было передано в дар автору этих строк уникальное фортепиано «Шрёдер», согласно документам купленного в 1930-х годах в комиссионке за баснословную по тем временам цену. В дальнейшем в фонды музея «Царская пристань» перешли предметы дореволюционного мебельного гарнитура, а также сундуки с мелодичным боем.
В числе многочисленных родственников семьи Шелковниковых и ученые-ядерщики в С.-Петербурге, музыканты педагоги и исполнители в Екатеринбурге, артисты в столице и… Лондоне.
Мария Павловна в 1930-х училась в средней школе с моим отцом Сергеем Михайловичем (1921-1998), а ее племянник Сережа посещал три года вместе со мной детсад № 8. Поэтому мое общение со знаменитой тюменской старожилкой было доверительным. Представленный фотоснимок семьи Шелковниковых был сделан в 1930 году, накануне отъезда Марии Павловны в Ленинград, где до 1941 г. она училась в медицинском вузе.
По рассказам Шелковниковой, она случайно опоздала на один из последних эвакуационных поездов, который в дальнейшем попал на оккупированную фашистами территорию со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями…
НА СНИМКЕ: (слева направо) отец П.Е. Шелковников, Наталья Алексеевна, мама (1883-1966), Мария Павловна и Евграф Павлович.
Михаил ЯБЛОКОВ /фото из архива автора/