«Мы с подругой сидели на крылечке школы, когда мимо прошёл парень. Подруга сказала, что знает его, что они общаются в Интернете. Я пошутила:
– Так вот встречайся с ним, – а потом добавила: – Ой, нет, он какой-то страшный.
Через пару недель мы начали с ним общаться. И очень сильно сдружились. Проводили вместе много времени, шутили. И он влюбился в меня. Но я не отвечала ему взаимностью. Ему было тяжело, и в какой-то момент он сказал, что больше так не может. И либо мы начинаем встречаться, либо заканчиваем всякое общение.
Я так сильно дорожила им, что не смогла отпустить и согласилась встречаться. Первое время я скрывала это от всех, и особенно не говорила подруге, что встречаюсь, ну с тем, страшным. Прошло время, и я полюбила его чуть больше. Я уехала учиться в другой город, и мы продолжали встречаться на расстоянии, видясь раз в неделю, на выходных. Началась дикая ревность с его стороны. Сначала мне нельзя было ходить на творческие мероприятия в университете, потом сидеть за одной партой с парнями, а потом просто разговаривать с мужчинами. Даже когда я ездила в междугородних автобусах, он говорил, чтобы я садилась с женщинами, а если по билетам со мной сядет мужчина, должна была просить его пересесть. Я, как наивная дурочка и верная девушка, не могла ему врать и честно выполняла его указания.
Мне было 19. Я думала, что всё в моей личной жизни уже стабильно. Мы планировали общее будущее, и я хотела выйти за него замуж. Но в итоге мы расстались. На вопрос, почему нам нужно расстаться, он ответил: хочу дойти до сотни… До сотни женщин. После расставания с ним наши общие друзья рассказали, что, будучи в отношениях, он изменял мне как минимум с двумя. Ровно через год он вернулся. Точнее, пытался вернуть меня всеми правдами и неправдами, через друзей и родителей. Говорил, что лучше меня никого нет. Я не знаю, осознал он это, дойдя до сотни, или нет. Мне тогда было уже все равно. Сейчас мне 29. И замуж я не хочу».
Об этой и многих других историях повествует спектакль театра «Космос» «Брачные танцы». Все они взяты из реальной жизни, даже более того – их рассказывают сами женщины, с которыми эти истории происходили. А после представления начинается своего рода ток-шоу, где каждый из зрителей имеет возможность высказаться, задать вопрос актрисам, и даже подискутировать. Такая вот не совсем обычная театральная постановка.
– Как вам пришла идея сделать спектакль в таком формате? – спрашиваю я режиссёра (или, если пользоваться модными сейчас феминитивами, режиссёрку) «Брачных танцев» Лену Горлатову.
– Я училась в Москве, в магистратуре социального театра, и там узнала про такой метод работы, как театр горожан. Так называется профессиональный театр с непрофессионалами в качестве актёров. Нам с одногруппниками показалось это интересным, мы стали пробовать и экспериментировать в данном направлении. А потом я решила сделать свой собственный проект.
Мой первый опыт назывался «Город женщин», там тоже женщины рассказывали свои личные истории. После него я поняла, что такой формат мне наиболее близок, что общаться с людьми и помогать им раскрывать себя – это моё, и именно в этом у меня есть большой потенциал для развития. И вообще мне кажется, что истории рассказывать лучше всего от первого лица.
Конечно, в таком формате есть и обратная сторона – эти спектакли недолговечны. Но зато они позволяют сделать причастными к театральному искусству всех, кто к этому стремится, а не только узкую группу профессионалов.
– Как вы искали и подбирали актрис для спектакля? Далеко у не каждого человека, тем более женщины, хватит духа выйти перед аудиторией и поделиться своими интимными переживаниями.
– Это был опен-колл – в комьюнити театра «Космос» в соцсетях дали объявление о наборе участников проекта. Некоторые из откликнувшихся были связаны с «Космосом», кое-кто из них участвовал в моём предыдущем проекте. Но были и пришедшие «со стороны». Тем не менее у всех всё отлично получилось, независимо от наличия или отсутствия сценического опыта.
На самом деле у многих людей имеется потребность поделиться своими жизненными историями. Бывало, что интересные случаи из своей жизни на наших спектаклях начинали рассказывать сами зрители.
– А как проходила подготовка и репетиции? Наверное, это непросто – работать с непрофессиональными актрисами?
– Наоборот, я удивилась, насколько эти женщины оказались профессиональны. Они учились на ходу, не пропускали репетиции, старательно всё запоминали, схватывали на лету… Зачастую намного лучше, чем актёры, работающие в театрах.
Энтузиазм и горячее желание бывают превыше мастерства. Ведь то, что для профессионального артиста является уже повседневной рутиной, для любителя – яркое, неординарное событие в их жизни.
«Ну, свадьбу я вообще не хотела. Свадьбу хотел муж. Я хотела тихонечко расписаться, не знаю, может быть, просто вдвоем куда- нибудь съездить, провести выходные.
Ладно, свадьба свадьбой. Я не хотела платье. Я хотела просто какое-нибудь платьишко и всё. Меня уговорили на свадебное платье. Денег у нас не было. Поэтому платье мне дала подруга, у которой за полгода до этого на свадьбе гуляла.
В тот день был дождь. Не просто дождь, ливень. Это было ужасно, я не люблю. Хотя все говорили: дождь в свадьбу – это на счастье, это такая примета, очень крутая. Вы будете счастливы… Потом выяснилось – не работает примета…», – рассказывает одна из актрис «Брачных танцев» Лена.
– Насколько я понял, главная тема «Брачных танцев» – разложение института семьи в современном обществе. Но у меня осталось впечатление, что ваша постановка не так прямолинейна и однозначна, в ней присутствует смысловая многослойность, и что-то я понял не до конца. Расскажите, какие ещё смыслы и аллюзии вы вкладывали в свою постановку?
– Я не стала бы так категорично говорить про разложение брака. Вопросы и претензии к институту брака были на протяжении всей истории, ещё со времён древних римлян, и ничего особо нового в этом отношении сегодня нет. Просто я пытаюсь осмыслить реальность, в которой мы живём. Мне кажется, это очень важно – рефлексировать по поводу собственной жизни и жизни общества.
Я в браке больше года, и у меня всё хорошо. У других – по- другому. И статистика говорит о том, что семь из десяти браков заканчиваются разводами. Я задаюсь вопросом – как и почему так получается. Для меня было важно собрать разные точки зрения, проанализировать разные жизненные сценарии и судьбы.
Если говорить о главном посыле спектакля – это, наверное, то, что женщина имеет право сама выбирать, как строить свою жизнь, и никто не может указывать и диктовать, что для неё является правильным, а что неправильным.
– В финале спектакля его героини преображаются в голубей. Что означает эта аллегория?
– Я, наоборот, такие вопросы всегда адресую зрителям. Спрашиваю, как вы это поняли, какие смыслы считали… Могу дать, конечно, свои интерпретации. Вот навскидку – с чем у нас ассоциируются голуби? В первую очередь, это – городская птица. При этом она совершенно неприметна в городских пейзажах – у каждой из этих птиц своя судьба, может быть, по-своему драматичная, но мы не знаем их историй и не интересуемся ими. А в завершение интермедии актрисы снимают с себя личины голубей, как бы говоря – мы не маски, у каждой из нас своё лицо, видите, какие мы на самом деле?.. Можно найти и множество иных смыслов и аллюзий, выбирайте себе по душе.
– Увидят ли тюменские зрители ваши новые постановки? Если да – о чём они будут? И какие вообще у вас дальнейшие творческие планы?
– Мы с «Космосом» решили, что «Брачные танцы» будут продолжать ставиться, пока у актрис есть силы и желание. Дальнейшие же творческие планы пока туманны. Конкурс «Цех», благодаря которому я выигрывала гранты на свои постановки, в том числе и на «Брачные танцы», больше проводиться не будет. Таким образом, новый год начинается для меня, можно сказать, «с чистого листа». Я пытаюсь обосноваться на новом месте, в Казахстане, и понять, что мне будет интересно делать.
В творчестве меня больше всего волнует женская тема, потому что я сама женщина со своим опытом. В частности, интересуют проблемы женщин, которые занимаются такой, на первый взгляд, незаметной и неоплачиваемой работой, как воспитание детей, уход за больными или пожилыми родственниками и тому подобным. Однажды я участвовала в проекте, где поднимались эти проблемы – женщины рассказывали свои истории, рисовали по ним комиксы, и я поразилась, сколько всего сваливается на их плечи, сколько эмоциональных и физических сил они тратят, и как способны это вынести. Мне хотелось бы привлечь внимание к этому явлению в нашей жизни. Чтобы как можно больше этих невидимых историй стали видимыми.
* * *
А ещё на «Брачных танцах» можно узнать немало нового и необычного о свадебных ритуалах. Например, зачем невесты держат в руках букеты цветов. Это только в наше время делается для красоты, а раньше назначение букета было вполне утилитарным – перебить цветочным ароматом запах пота. Потому что дезодоранты в те времена ещё не изобрели, а мылись люди раз в месяц, и это ещё в лучшем случае.
Длинная фата служила для того, чтобы за неё успели схватить, если невеста вдруг в последний момент решит убежать от нелюбимого жениха (а подобные браки по расчёту тогда заключались сплошь и рядом).
А «передача» невесты от отца жениху изначально символизировала сделку. До замужества девушка не могла владеть недвижимостью, работать или иметь свои деньги, и вообще была собственностью своего отца. В момент свадьбы все права собственности переходили от отца к мужу, и невеста становилась частью его имущества.
Это на заметку тем, кто склонен излишне романтизировать былые времена с их якобы необыкновенной «духовностью» и сокрушается по традиционному обществу, которое мы потеряли.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/