ПЕЛЯДКИНЫ СТРАДАНИЯ

СИГОВОДСТВО

На пресс-коференции под занавес 2022 года заместитель губернатора, директор департамента АПК Владимир Чейметов попенял на природно-климатические особенности, затрудняющие развитие рыбоводства в регионе. Мелеют реки, озера, пруды, высохли ручьи и болота, что связано с цикличностью гидрологических режимов. Тем не менее в условиях губительного для рыб мелководья благодаря стараниям тюменских рыбоводов прогнозируется увеличение объемов выращенной рыбы на 5,6%.

А вот что сообщает из Казанского района ихтиолог-рыбовод Андрей Задорожных: «Главным негативным явлением сезона на юге области стали низкие уловы. Из планируемого изъятия сиговых рыб в традиционных размерах от 10 до 20% промыслового возврата рыбоводы получили всего 1-5%, в лучшем случае семь. Проще говоря, запустили, скажем, тысячу личинок, а выловили 10-50 рыб – В.И.). К примеру, малое предприятие «Сокол» Анатолия Киргинцева выловило десять тонн пеляди вместо привычных 35-40. С нагульной площади в 400 га мне удалось получить всего 1,5 тонны. А широко известное Сладковское товарно-рыбоводческое хозяйство на озере Якуши с потенциалом в 150 тонн «довольствовалось» лишь пятью тоннами товарной пеляди».

Перспектива сиговодства на фоне обмеления озер весьма туманна. Активный подледный лов подтверждает: пеляди сегодня в озерах нет. Ее приловы за одно притонение измеряются штучно. Чего не скажешь про карася. Обмелевшая камышовая зона выдавила аборигенов на чистую воду, чем пользуются казанские рыбодобытчики. В Казанском рыбхозе на озере Полковниково на одну тонь поймали свыше 40 тонн карася. Так местная ихтиофауна компенсирует недостатки в рыборазведении.

– Сиговые рыбы, чья природная среда обитания северные территории, очень плохо переносят температуру плюс 30 градусов при низком уровне воды – в пределах 1,5 метров и менее, – говорит мне известный в стране ученый, доктор биологических наук, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ Игорь Семенович Мухачев, которому нынче исполняется 90 лет. – Подобные условия они способны пережить в водоемах 2,5-4 метра, где в глубоких местах температура на несколько градусов ниже. А вот для карпов, сазанов и тех же карасей знойная погода – самый кайф. Необходимо культивировать растительноядных – белого амура и белого толстолобика. Они тоже в жару осваивают естественную кормовую базу и очень быстро растут.

– Так что же, в периоды мелководья совсем не выращивать пелядь, пелчира и других сиговых?

– Я бы этого не рекомендовал. Наши многочисленные озера имеют богатую природную кормовую базу, грех ее не использовать. Однако водоемы у нас в основном мелководные и заморные, им требуется мелиоративная помощь. Рельеф Зауралья, с точки зрения геодезической географии и гидрологии, характеризуется озерными котловинами, из которых при максимуме цикличной водности происходит стекание воды через понижение в речную систему. И гидролог-гидротехник может смоделировать плотину или дамбу высотой от 1 до 1,5 метров и длиной от 15 до 100 метров, которые способны задержать стоки и значительно повысить водный уровень. Построить эти гидротехнические сооружения совсем нетрудно. А уж в озерах глубиной в три и более метров сама природа формирует благоприятный кислородный режим. Благодаря повышенной водности оптимизируется жизнь гидробионтов (рыб и других организмов, живущих в воде).

– Вы хотите сказать, что нынче пелядь погибала массово из-за того, что мы не строим на озерах эти несложные низконапорные плотинки и дамбочки?

– Не я говорю, такой выход из положения предлагали еще наши предшественники. В советское время на гидротехнические сооружения выделяли средства. Около 15 лет назад по инициативе Госрыбцентра и департамента АПК разрабатывали программу мелиорации озер в Тюменской области, которую весьма квалифицированно подготовил тогдашний заведующий сектором рыбоводства Дмитрий Николаевич Колесников. Но из-за отсутствия денег проект заморозили.

– Вы упоминали советское время...

– В 1966-1968 гг. в Казанском рыбхозе (сегодня ООО «Казанская рыба») одамбировали десять самых используемых озер. И все паводки, осадки удерживались в водоемах. И по сию пору средне-многолетний уровень воды на этих озерах на 0,7-1 метр выше по сравнению с соседними, не подвергнутыми мелиорации. Благодаря гидротехническим сооружениям, глубины озер увеличились на 30-35%, что наилучшим образом отразилось на всей среде водоема: летом и зимой стало больше кислорода, возросла масса зоопланктона и зообентоса, необходимых для корма рыб. А главное, уловы в этих озерах стали больше – 100-200 кг/га вместо 10-45. В более глубоких озерах в годы депрессивного климата испарения на 18-23% меньше.

– Игорь Семенович, полагаю, что на одамбированных озерах появляется возможность 2-3-годичного нагула пеляди.

– Тем не менее необходима зимняя аэрация водоемов, но уже в меньшей степени. Казанка поставляла пелядь двухлетнего нагула. Это намного рентабельнее, да и технология несложная. В подготовленном озере сначала выращивают сеголеток при плотной посадке: не 2-3 тыс. личинок на гектар, а 10-15 тыс. К осени они набирают вес в 8-10 граммов (в десять раз меньше товарных). Зимой на озере ставят 2-3 аэратора, чтобы сохранить молодь. В конце апреля, когда лед сойдет, мелкоячеистым неводом отлавливают эту мелкоту и в живорыбной машине развозят по нагульным озерам. К концу лета маловесная пелядь-годовик нагуливает от 300 до 500 граммов веса.

– Когда-то в Тюмени можно было повсеместно купить очень вкусную рыбу под названием сырок. Она годилась на жарку, в уху и пирог.

– Еще в XVIII веке петербургский ученый Готлиб Гмелин попросил аборигенов Самарово показать имеющуюся рыбу. Одну из них ханты назвали «сырох». А в Обдорске ненцы сказали, что это «пелятка». Ученый записал на латинском и русском языке: «пелядь, сырок». Так он обозначил сибирскую рыбу из семейства сиговых. Если же вам в магазине говорят, что пелядь – молодая рыба, а сырок та же, только подросшая, то это чистейшей воды обман, которым пользуются продавцы, чтобы вздуть цены. Сегодня совсем иссякли северные поставки пеляди 2-3-летнего нагула, да и на юге ее совсем мало. Рыбоводы предпочитают выращивать сеголеток, которых в основном коптят, вялят и вывозят на реализацию за пределы области. А нынешний сезон вообще принес нам провал в выращивании сиговых.

– Природные циклы дефицита водности повторяются на территории юга Западной Сибири с завидным постоянством. Получается, другого пути для интенсификации рыбоводства, как повсеместное сооружение несложных гидротехнических сооружений на мелководных, заморных озерах, просто нет.

– Говорят, что для их возведения нужен спонсор. А где его взять – он с неба не свалится. Спонсором должно стать государство. Оно обязано заботиться о своих гражданах – повышать количество и качество рыбопродуктов на душу населения. Сиговые и карповые, быстрорастущие и достигающие крупных размеров рыбы на природных кормах, – это как раз то, что необходимо для богатой озерами Тюменской области.

– Директор департамента АПК сообщил, что в агарном университете успешно завершили проект по обогащению кормов необходимыми добавками для рыб, выращиваемых в установках замкнутого водоснабжения. Они должны заменить комбикорм зарубежного производства. Сейчас идут работы по защите патента на эту технологию.

– Могу поздравить коллег. Но доля товарной рыбы, произведенной на искусственных кормах невелика. Это я к тому, что надо активно осваивать озерный фонд с неиссякаемой кормовой базой.

– Не могли бы вы прокомментировать качество рыбы, выращенной на искусственных кормах в замкнутом водоснабжении.

– Об этом вы прочтете в научной литературе, которую я вам подарил.

– Там у исследователя Масловой по поводу выращивания рыбы на природных кормах я прочел: «Естественная пища является физиологически наиболее полноценной и заменить ее рациональными кормовыми смесями полностью не удается».

– Наше товарное озерное рыбоводство застряло на уровне достижений рыбохозяйственной науки 50-х годов прошлого столетия. С тех пор исследователи ушли далеко вперед, а производство, к сожалению, так и топчется на месте.

НА СНИМКЕ: товарная пелядь.

Валерий ИКСАНОВ


57393